|
Иисус здесь, по-видимому, порицает и само осознание действия как выполненного
долга. Пусть левая твоя рука не ведает, что делает правая, — эти слова нельзя
толковать так, будто речь идет о действии, которое становится известным другим
людям, они — нечто совсем обратное вышеприведенным словам о стремлении быть
увиденным людьми, и если искать в этой заповеди смысл, то он должен означать
рефлексию по поводу соответствия своих действий долгу. Поистине нет большой
разницы в том, являюсь ли я единственным свидетелем своего поступка или
предполагаю, что другие наблюдают за мной, наслаждаюсь ли я лишь собственным
сознанием доброго поступка или одобрением его другими. Ибо познанное (erkannte)
одобрение других по поводу победы, которую долг, всеобщее, одержал над
особенным, уже подобно не только мысленной, но и созерцаемой всеобщности и
особенности, первой — в представлении других, второй — в других как самих
действительных; а испытываемое в одиночестве сознание выполненного долга
отличается от почета не по содержанию, а лишь постольку, поскольку в почете
всеобщность осознается как общезначимая, а в долге, выполненном в одиночестве,
— как означающая всеобщее. В собственном осознании исполненного долга
индивидуум сам придает себе характер всеобщности, рассматривает себя как
всеобщее, как возвысившееся над самим собой в качестве особенного и над тем,
что заключено в понятии особенного, над множеством индивидуумов. Подобно тому
как понятие всеобщности применимо к индивидууму, так же и понятие особенности
обретает это отношение к индивидуумам
114
рицаот к том и другом видимость благочестия, в частности в молитве и лишнее
многословие, посредством которого придается характер долга и его выполнения. .
')П;1Ч(мше поста зависит, по мнению Иисуса (Матф. IX, 1Г)), от чувства, которое
лежит в его основе, от потребности, которая заставляет поститься. Устраняя из
молитвы все нечистое, Иисус вместе с тем учит тому, как надо молиться. Однако
истинность молитвы должна быть рассмотрена в иной связи.
О следующем требовании — стряхнуть с себя жизненные заботы, презреть
богатство, — а также о замечании (Матф. XIX, 23), как трудно богатому войти в
царство небесное, мы ничего сказать не можем10. Это — просто литания,
допустимая лишь в проповеди или в стихах, ибо подобное требование не заключает
в себе, с нашей точки зрения, истины. Собственность и ее судьба стали для нас
слишком важными, чтобы рефлексия такого рода могла быть для нас приемлемой,
отказ от них мыслимым. Тем не менее нельзя не признать, что богатство и
связанные с ним привилегии и заботы неизбежно привносят в человека
определенности (Bestimmtheiten), пределы которых создают границы для
добродетелей, предписывают им условия и отношения зависимости; внутри этих
границ остается, правда, место для добродетели и долга, но они не допускают
целостности, полноты жизни, поскольку жизнь здесь связывается с объектами, с
условиями, находящимися вне ее, поскольку жизни придается в качестве
принадлежащего ей то, что никогда не может быть ее принадлежностью. Богатство
неминуемо обнаруживает свою противоположность любви, целому, поскольку оно есть
право и воспринимается как многообразие прав, в результате чего и
непосредственно к нему относящаяся добродетель, добропорядочность, и все
остальные возможные внутри этого круга добродетели необходимо связаны с
исключением, и каждый акт добродетели сам по себе есть нечто противоположное. О
синкретизме, о служении двум господам, здесь нечего и помышлять, так как
неопределенное и определенное не могут быть соединены, сохранив при этом свою
форму. Для того чтобы разрушить противоположную любви сферу, Иисус должен был
не только показать, в чем заключаются дополнения к обязанностями долгу, но и
выявить самый объект этих принципов, сущность сферы долга.
116
. 1ука (Лук. XII, XIII) говорит о причине, по которой Иисус осуждает
богатство, к таком, сняли, которая еще "Г'ичмивее показывает намерения Иисуса.
Пекин ч ел о не к обратился к Иисусу с просьбой принудить его брата разность с
ним наследство. Отказать в такой просьбе означало бы прослыть эгоистом. В своем
ответе просителю Иисус как будто говорит лишь о своей некомпетентности н такого
рода делах. Однако в душе он таит иное, и дело совсем не в том, что он якобы не
имеет права вмешиваться в раздел наследства, ибо тут же он обращается к своим
ученикам с увещеванием не стремиться к богатству и рассказывает им притчу о
богатом человеке, которого бог пробудил возгласом: «Иезумец! В эту ночь у тебя
возьмут душу твою; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем,
кто собирает сокровища для себя, а не в боге богатеет». Следовательно, Иисус
ссылается на право лишь в беседе с непосвященным, учеников же своих он
призывает к тому, чтобы они были выше сферы права, справедливости,
добропорядочности, дружеских услуг, которые людям дано оказывать друг другу в
;>той области, выше всей сферы собственности.
Совести, сознанию своего соответствия пли несоответствия требованиям долга
противостоит подведение других под действие законов в вынесенном им притворе.
«Не судите, — говорит Иисус, — да не судимы будете; какой мерой мерите, такою и
вам будут мерить». Подведение других под понятие, выраженное в законе, потому
может быть названо слабостью, что выносящий суждение (dec Urteilende) о других
недостаточно силен для того, чтобы принять их в их цельности; он делит (teill)
их п. будучи не в состоянии взять их в их независимости, принимает их не такими,
какие они суть, а такими, какими они должны быть. Этим приговором он мысленно
подчиняет их себе, ибо понятие, всеобщность, находится в его власти. Своим
судом он признал закон, и сам подчинился его господству, установил меру суда и
для себя, и своей любовной готовностью вытащить сучок из глаза брата своего
достиг того, что сам погрузился в сферу, находящуюся ниже царства любви.
|
|