Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Германия :: Гегель :: Гегель Г.В.Ф.- Дух христианства и его судьба. 1800.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 40
 <<-
 
   сматривать меру как дефиницию абсолюта, и, согласно этому спо 
   собу рассмотрения, было сказано, что бог есть мера всех вещей. 
   Это же воззрение составляет также основной тон некоторых древ 
   нееврейских гимнов, в которых прославление бога состоит гла 
   образом в провозглашении, что именно он положил всему грани 
   цы: морю и суше, рекам и горам, а также и различным видам жи 
   вотных и растений. В религиозном сознании древних греков боже 
   ственность меры в ее отношении к нравственности изображаетс 
   в виде Немезиды. В этом представлении заключена, кроме того, 
   мысль, что все человеческое: богатство, честь, могущество и точно 
   так ЖЈ радость, печаль и т. д.—имеет свою определенную меру, 
   превышение которой ведет к разрушению и гибели» («Энциклопе 
   дия философских наук», § 107. Т. 1. М., 1974). — 132. 
   13 Согласно евангельскому рассказу, Иисус спросил учеников, 
   кем они его считают; Петр ответил за всех: «Ты — Христос (Мес 
   сия), сын бога живого» (Матф., 16, 16). Гегель снова опускает мес 
   сианский титул «Христос» (грэч. пер. с еврейского «Мессия») и 
   придает словосочетанию сын божий недогматический, почти сенти 
   ментальный смысл.— 137. 
   14 Прекрасная душа — одно из ключевых понятий руссоист 
   ского предромантизма, идеал личности, достигшей гармонического 
   развития своих нравственных побуждений и потому не нуждаю 
   щейся в условностях общественной морали. Для «прекрасной ду 
   ши» непременно уготованы конфликты с «непонимающим» ее об 
   ществом. О «прекрасной душе» Гегель пишет не раз — в «Фено 
   менологии духа» (заключение VI раздела), а также в «Истории 
   философии» (глава о Фихте), где он характеризует романтическое 
   творчество Новалиса; субъективность остается томлением, не до 
   стигает субстанциального, тлеет внутри себя и удерживается на 
   такой позиции. См. также статью «О сущности философской кри 
   тики...» (1802), где Гегель чрезвычайно выразшельно описывает 
   «прекрасную душу, которая, в силу своей инертности, убереглась 
   от грехопадения мысли или лишена была мужества предатьс 
   греху...». —138. 
   15 Гегель не вполне точен; прилагательное kalos («прекрас-ншЬ) и наречке 
kalos («прекрасно») употребляются для характеристики действий и поступков 
Христа и в других местах евапго-лий (напр., Матф., 5, 10; Марк., 7, 37 и др.). 
—189. 
   13 См. выше прим. 35 к стр. 90.— Ы-3. 
   17 См. выше прим. 1 к стр. 35.— 153. 
   13 «В нем» (греч.). Ср. Иоан., 1, 4: «В нем была жизнь». —154. 
   19 <'Ничто из того, что начало быть» (греч.). Ср. Иоан., 1, 3: 
   «И без него не начало быть ничто из того, что начало быть».—154, 
   20 «Жизнь» (греч.).— 134. 
   21 «Свет» (греч.). Ср. Иоан, 1, 4, 9: «В нем была жизнь, и жизнпй 
   была свет человеков... Был свет истинпый, который просвещает 
   всякого человека, приходящего в мир».— 154. 
   21 «Мир» (греч.).— 155. 
   аз «Все» (греч.).— 155. 
   24 «Начало быть» (греч). Ср. Иоан., 1, 3: «Все чрез него начало быть».— 155. 

   28 «Просвещаемый» (греч.). См. выше прим. 21 к стр. 154.—155. 
   20 «Света человеков» (греч.). — 155. 
   ?7 «Свое» (греч.). Ср. Иоан., 1, 11: «Пришел к своим (букв, «в свое». — С. А.
), и свои его не приняли». — 155. 
   23 «Имя» (греч.). Ср. Иоан.. 1, 12: «Верующим во имя его».—155. 
   23 «Человека как просвещаемого светом истинным» (греч.).— 155. 
   33 «Человек, приходящий в мир» (греч.). См. прим. 21 к стр. 154.— 155. 
   «Его» (греч.). Ср. Иоан., 1, 10: «И мир его не познал».— 155. {(.Странные 
(букв.: «жесткие». — С. А.) слова» (греч.). Ср. Иоан., 6, 60: «Многие из 
учеников его, слыша то, говорили: «Какиэ странные слова!»»—157. 
   33 Сын человеческий, постоянное самоназвание Иисуса в еван 
   гельских текстах, соответствует арамейскому barnasa'. ,Смысл 
   этого самоназвания до сих пор остается предметом споров. Одна 
   из дискуссионных интерпретаций близка мысли Гегеля («человек 
   вообще», «человек в аспекте его человеческой природы», «всечело- 
   век»). Другая интерпретация исходит из загадочного места ветхо 
   заветной книги пророка Даниила (7, 13—14): «Видел я в ночных 
   видениях, вот, с облаками небесными шел как бы сын человеческий, 
   дошел до Ветхого Днями, и подведен был к нему; и ему дана 
   власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки слу 
   жили ему; владычество его — владычество вечное, которое не прей 
   дет, и царство его не разрушится». Слова Иисуса на допросе у 
   первосвященника («отныне узрите сына человеческого... грядущего 
   на облаках небесных» (Матф., 26, 64; см. также Марк., 14, 62)), по- 
   видимому, опираются именно на этот библейский текст. В таком 
   случае словосочетание «сын человеческий» — мистическое обозна 
   чение Мессии.—157. 
   34 «Человек... сын человеческий» (греч.).— 157. 
   34а Ср. И. Кант. Религия в пределах только разума, раздел третий, «Общее 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 40
 <<-