|
замечание». — 157.
35 Назарянин — уроженец Назарета, малозначительного селе
ния, находившегося к тому же не в Иудее, а в полуиудейской Га
лилее (см. выше прим. 19 к стр. 59). Согласно евангельскому рас
сказу, Иисус по особому стечению обстоятельств родился в Вифле
еме, но его детство прошло в Назарете, где был его родной дом.
Евангелие от Иоанна (1, 46) приводит ходячее изречепие о нава-ретском
захолустье: «Из Назарета может ли быть что доброе? > — 160.
36 «Дела» (греч.). Ср. Матф., 18, 19: «Если двое из вас согла
сятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили,
будет им от отца моего небесного».—165.
37 «Согласие двоих или троих» (греч.). Ср. цитату в прим. 30,
а также Матф., 18, 20: «Ибо где двое или троо собраны во имя мое,
там я посреди них».— 165.
38 «Во имя мое» (греч.).— 165.
39 Гегель абсолютизирует конфликт между Иисусом и иудей
ским миром, придавая ему «категориальный» характер столкнове
ния между вольным гением («прекрасной душой») и религиозной
«позитивностью». Он закрывает глаза на те высказывания Иисуса,
которые утверждают именно «позитивность» (напр., Матф., 5, 17—
19): «Не думайте, что я пришел нарушить закон, или пророков; не
нарушить пришел я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: до
коле не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не
прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну
из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим на
речется в царстве небесном; а кто сотворит и научит, тот великим
наречется в царстве небесном». Тенденциозная интерпретация Геге
ля вообще характерна для традиций немецкого идеализма в восхо
дит к лютеровской абсолютизации новозаветной антитезы «закона»
и «благодати». Тот же уклон мысли можно найти у виднейших
протестантских теологов — от Ф. Д. Шлейермахера, через А. Гарна-
ка, до Э. Штауфера.— 166.
40 Греческий глагол (Залтк;ш означает и «погружаю», и «крещу».
Поэтому слова «научите все народы, крестя их во имя отца и сына
и святого духа» (Матф., 28, 19) в принципе можно перевести также
«погружая их во имя...» (как бы «вовнутрь имени»). Отсюда воз-
мозкиость игры слов, к которой прибегает Гегель. —167.
4оа «учИТЬ» (греч.). См. прим. 40.—167.
41 «Имя» (греч.).— 168.
42 «Во имя пророка» (греч.).— 168.
43 «Крещение», «погружение» (греч.).—168.
41 «Духом божиим изгоняю бесов» (греч.) (Матф., ]2, 28).— 168. 46 «В духа»,
«во имя» (греч.).— 168.
46 «Научите, крестя» (гроч.). См. прим. 40.— 169.
4Са Ошибочная цитата у Гегеля. Иисус говорит (Иоан., 13, 31): «Ныне
прославился сын человеческий, и бог прославился в нем».— 169.
47 Греческое слово eyaggelion означает «благовестив». Гегель
имеет в виду Марк., 16, 15—18: «И сказал им: идите по всему миру
и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и кре
ститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уве
ровавших же будут сопровождать сии знамения: именем моим бу
дут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать
змей, и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат
руки на больных, и те будут здоровы».— 170.
48 См. Матф., 22, 15—22; Марк., 12, 13—17. Иисуса спрашивают,
«позволительно ли» платить налоги римскому императору, призна
вая тем самым верховную власть «язычника» над «народом бо
жьим». Иисус приказывает принести монету и спрашивает, чьи
на пей изображение и надпись. Древнеримская монета времен
империи — это предмет, связанный с религиозным культом «божественного»
императора. Настоящий иудей не должен был бы прикасаться к такой «скверне»;
если же он прикоснулся к ней, если он продал чистоту веры за соучастие в
материальных благах римского «порядка», ему уже поздно спрашивать, можно ли
выплачивать подать. Теперь он обязан отдавать императору его, императора,
монету как долг, и единственное, что он еще может сделать,— не забывать о своем
долге богу. «Возвращайте кесарево кесарю, а божие богу». Таков смысл
евангельского изречения о динарии кесаря. — 176. ' « См. Матф., 18, 22—27. —
176.
50 Ср. «Позитивность христианской религии» (Гегель. Работы
резных лет, т. 1. М., 1970, стр. 114), где речь идет о характере союза
учеников Иисуса по отношению к позитивному содержанию рели
гии. —180.
503 Далее первоначально шли слова: «После смерти Иисуса ученики ого...» (см.
сгр. 183).— 181.
51 Точнее, деятельность рассудка означает «смерть религии»,
однако совсем но в том философско-историческом смысле, что
«смерть бога». В статье Гегеля ]802 г. «Вера и знание» указывается,
что метафизика субъективности, исчерпав свои возможные формы
в философии Якоби, Фихте, Канта, «восстанавливает» «во всей
истине и жестокогти своего безбожия» «абсолютное страдание, или
|
|