|
изображение их единения. Если же дух действует в другом, противоположном образе
в качестве враждебного, господствующего, то он забыл о своей божественности.
Чудеса потому суть выражение не-бо-
[*] Этот род воздействия предполагает разделение самого божественного,
которое сохраняется даже еще и в соединении. Чудо— ;гго выражение наиболее
далекого от божественности господства над мертвым; не свободный союз
родственных сущностей и создание новых, а господство духа, который есть дух
лишь постольку, поскольку у него нет ничего общего с телом, и тела, которое
есть it к> потому, что у него нет ничего общего с духом. Неоднородные и,I'la.
'ia, соединенные в качестве причины и действия, едины и одном понятии, но дух и
тело или жизнь и смерть не имеют ничего общего друг с другом; их соединение
невозможно даже в понятии, и они не могут быть связаны в качестве причины и
действия, ибо они абсолютно противоположны. Низводя божественное до причины,
человек не возвышается до него. Чудо — подлинное creatio OX nib По. и нет мысли,
менее соответствующей божественному, чем :>та, ибо здесь речь идет об
уничтожении или создании совершенно чуждой силы, подлинной actio in distans. И
если в истинно оожественном заключено единство, если в нем обретается покой, то
божественное в чудесах есть полная разорванность природы.
189
жественного, что они являют собой нечто самое неестественное и содержат в
себе наиболее резкое противоположение духа и тела, связанных воедино с
чудовищной жесткостью. Божественное действование есть восстановление и
выражение единстваt*J, чудеса — величайшая разорванность.
Следовательно, пробудившееся ожидание того, что действительность,
соединенная с просветленным, преображенным в бога Иисусом, возвысится до
божественного посредством чудодейственных деяний этого действительного, ни в
коей мере не оправдывается; более того, оно еще подчеркивает жесткость этого
присоединения действительного. Однако для [нас] это настолько более очевидно,
чем для члзнов первой христианской общины, насколько мы более рассудительны,
чем эти проникнутые восточным духом люди, которые не столь безусловно разделяли
дух и тело, отводили рассудку меньшее число объектов. Там, где мы познаем
рассудком определенную действительность, историческую объективность, там они
подчас находят дух, а там, где мы полагаем лишь чистый дух, они видят его
воплощенным в тело; примером последнего может служить форма, в которой они
[воспринимают] то, что мы именуем бессмертием, точнее, бессмертием души. Они
понимают его как воскресение тела. Обе эти точки зрения образуют крайности по
отношению к греческому духу: первая — крайность разума, противополагающего
рассудку и его объекту, мертвому телу, душу, негативное; вторая — крайность
своего рода позитивной способности разума, полагающего тело как живое, тогда
как одновременно он берет его в качестве мертвого. Для греков тело и душа
составляли единый живой образ, в обеих же крайностях смерть есть разъединение
тела и души, причем в одном случае тело не имеет больше для души никакого
значения, в другом — тело обретает постоянное существование и без жизни. К тому,
что мы познаем только рассудком и считаем только действительным, или, что то
же самое, чуждым духом, первые христиане примешивают свой дух. В книгах иудеев
мы обнаруживаем истории из прошлого, индивидуальные похождения и исчезнувший
дух людей; в богослужении иудеев — действия по приказу, дух, цель и идеи
которого для пас утеряны, не содержат истины. Для них во всем этом еще были
истина и дух, но их истина, их дух — они не дали им стать объ-
[*] и наивысшего наслаждения природы.
190
• •минными. Дух, который иудеи усматривают в отдельных высказываниях
пророков и в других своих книгах, заключается (для них) не в том, что они
находят в слонах пророков предсказания действительности или сами ищут
возможность применить их к этой действительности. ^десь — лишь неуверенное,
безотчетное колебание между действительностью и духом. С одной стороны, в
действительности усматривают лишь дух, с другой, — действительность сама
существует как таковая, но не фиксируется. Для того чтобы пояснить нашу мысль
примером, обратимся к Иоанну (XII, 14 и след.). В том, что Иисус въехал в
Иерусалим на осле, Иоанн видит осуществление слов пророка, который в своем
вдохновении предсказал :>то событие; Иоанн полагает, что действительность
подтверждает истину этого предсказания. Данные о том, что подобные места в
книгах иудеев в значительно и своей части оказались неподлинными, что они часто
противоречат смыслу оригинального текста или истолкованы обратно тому смыслу,
который они обретают в контексте, что они относятся к совсем иной
действительности, к современным пророкам обстоятельствам и людям или, наконец,
просто служат выражением сугубо личного пророческого вдохновения, — все эти
данные могут быть направлены лишь против действительности того отношения,
которое апостолы устанавливали между этими указаниями и обстоятельствами жизни
Иисуса, а не против истины и духа этого отношения; это столь же верно, как то,
что истина этого отношения не может быть обнаружена и в строгом, объективном
мнении, будто подлинные слова и видения пророков являют собой предсказания
последующих действительных событий. Дух того отношения, которое друзья Иисуса
усматривают между видением пророков и событиями из жизни Иисуса, не может быть
полностью постигнут, если полагать его только в сравнении сходных ситуаций,
подобно тому как мы при описании какого-либо положения подчас ссылаемся на
опреде-
||' иные выражения древних писателей. В вышеприведенном примере Иоанн
совершенно определенно говорит, что друзья Иисуса постигли эту связь только
после проел ав-
|
|