|
Предвидя все это, Иисус и не помышлял о том, чтобы прекратить свою деятельность,
оградить мир от грозящей ему судьбы, смягчить его конвульсии и дать ему в
минуту гибели утешение и веру в его невиновность.
Таким образом, существование Иисуса было не чем иным, как отделением от мира,
бегством от него и обращением к небу, восстановлением в идеальности той жизни,
которая завершалась пустотой, и при каждом столкновении была воспоминанием и
обращением к богу; но отчасти эта жизнь была и утверждением божественного и,
следовательно, борьбой против судьбы; борьба эта находила свое выражение
частично в распространении веры к царство божие, в котором должен был
раствориться и исчезнуть мир, частично в непосредственной реакции на отдельные
стороны судьбы, по мере того как он сталкивался с ними; исключение составлял
тот аспект судьбы, который непосредственно проявлялся как государство и м
качестве такового осознавался Иисусом — по отношению к нему он сохранял
пассивность.
Судьба Иисуса не совпадала полностью с судьбой его общины; поскольку эта
община состояла из ряда людей, которые жили в одинаковом отдалении от мира,
каждый из них находил среди членов этой общины людей одинаковых с ним взглядов
и убеждений; они держались вме-оте и действительно могли сохранять
обособленность от
179
мира; поско.чьку же они тем самым реже соприкасались с миром и меньше
сталкивались с ним, мир вызывал в них и меньшее раздражение; они в меньшей
степени жили в пег;itпмной деятельности борьбы, и их потребность в
иозп-Tiiitiioii жизни должна была возрастать, ибо общность отрицания не дает
удовлетворения, не есть красота. Отказ от собственности, введение общности
имущества, общие трапезы — все это относится скорее к негативной стороне
объединения, а не является самим по себе позитивным объединением50. Сущность их
союза заключалась в обособленности от людей и во взаимной любви; одно
неразрывно связано с другим. Эта любовь не должна была и не могла быть
единением индивидуальностей, но была единением в боге, и только в боге, — в
вере может быть соединено только то, что противопоставляет себе
действительность, обособляет себя от нее. Тем самым противопоставление было
закреплено и стало существенной частью принципа этого союза. Любовь должна была
всегда сохранять форму любви, веры в бога, не становясь живой и не выражая себя
в формах жизни, так как каждую форму жизни рассудок может противопоставить себе
как свой объект, как действительность. Отношение членов общины к миру должно
было превратиться в постоянную боязнь соприкосновения с ним, в страх перед
каждой формой жизни, ибо в каждой форме такого рода, поскольку она имеет
определенный образ и являет собой лишь какую-либо одну сторону, может быть
обнаружена ее недостаточность, а эта недостаточность есть сопричастность миру.
Таким образом, союз общины пришел не к примирению с судьбой, а к
противоположной иудейскому духу крайности — этот союз не сумел уравновесить
крайности в красоте. Иудейский дух фиксировал в качестве действительности
модификации природы, отношения жизни; при этом он не только не стыдился их
скудости в качестве даров господа, но его гордость, его жизнь состояли в
обладании этой действительностью. Дух христианской общины также видел в каждом
отношении развивающейся и выражающей себя жизни действительное; однако,
поскольку для него как чувства любви самым страшным врагом была объективность,
он оставался столь же бедным, как иудейский дух, с той разницей, что он
презирал богатство, составляющее цель служения иудейского духа.
Презирающая жизнь мечтательность очень легко мо-
180
пгроитп в фанатизм, ибо, для того чтобы сохранить • ' "я и своей
недоступности каким бы то ни было отно-
пням, она вынуждена разрушать то, что разрушает ее;
II, будь оно даже самым чистым по своей природе, для |нт оно является
нечистым; она вынуждена наносить удар по содержанию, подчас оскорблять самые
прекрасные отношения. Мечтатели последующих времен превратили пренебрежение
всеми формами жизни, которые они считали нечистыми, в обязательную пустую
бесформенность и объявили войну всем природным инстинктам, основы-нансь лишь на
том, что эти инстинкты всегда ищут внеш-нюю форму. И тем ужаснее было
воздействие этих попыток к самоубийству, эта приверженность пустому единству,
чем прочнее были в душах этих людей оковы многообразия. Ибо поскольку в них
жило сознание только ограниченных форм, им не оставалось ничего, кроме
вызнанного их ужасными деяниями и опустошениями бегства м пустоту. Когда же
судьба мира стала слишком могущественна и утвердилась рядом с церковью и в
самой церкви, которая несовместима с этой судьбой, о бегстве уже нечего было п
помышлять. Поэтому великие лицемеры по отношению к природе пытались найти и
сохранить противоестественное соединение многообразия мира и безжизненного
единства, всех ограниченных отношений закона и человеческих добродетелей с
простым духом; в этом единстве они находили пристанище для каждого гражданского
действия, для каждого проявления желания и страсти, чтобы тем самым сохранить
обманным путем все ограничения и наслаждаться ими, одновременно избегая их.
Поскольку Иисус отказывался от совместной жизни с иудеями и одновременно все
время боролся с иудейской действительностью, противопоставляя ей свой идеал,
гибель его была предрешена. Он не пытался уйти от этого предначертания своей
судьбы, но и не искал ее. Каждый мечтатель, объектом мечтаний которого является
только он сам, радостно приветствует смерть; но тот, кто мечтает об
осуществлении великого начинания, с болью покидает место, где оно должно было
воплотиться в жизнь. Иисус умер с уверенностью, что дело его не погибнет50а.
|
|