|
задушевность, выраженная для рефлексии как сущность, как дух, есть божественный
дух, бог, правящий общиной. Можно ли представить себе более прекрасную идею,
чем сообщество людей, отношение которых друг к другу зиждется на любви? Более
возвышающую, чем принадлежность к некоему целому, которое в качестве целого,
единого есть дух божий, чьи сыны составляют единичные части этого целого? И
разве может быть в подобной идее некая незавершенность, которая отдала бы ее во
власть судьбы? Или судьба подобна Немезиде и она впадает в ярость при виде
слишком прекрасного стремления, желания выйти за границы природы?
В любви человек вновь находит себя в другом: поскольку любовь есть единение
жизни, она предполагает наличие в ней разделения, развития, сложившегося
многообразия последней; и, чем больше форм, в которых жи-нет жизнь, тем больше
точек, в которых она может объединиться, ощущать себя, тем глубже любовь. Чем
шире, чем многообразнее отношения и чувства любящих, чем сильнее концентрация
любви, тем она более замкнута,
171
равнодушна к другим формам жизни; радость любви переплетается со всеми
другими проявлениями жизни, признает их, но наличие индивидуальности заставляет
ее отъединиться; чем более обособлены люди в своем отношении к миру по своему
образованию и кругу своих интересов, чем больше в них своеобразия, тем более
ограниченной становится любовь по отношению к самой себе. Для того чтобы
осознать свое счастье, дать его себе самой, к чему всегда стремится любовь, ей
необходимо обособиться, даже возбудить враждебность к себе. Любовь многих людей
друг к другу * допускает лишь известную степень силы, глубины и требует
равенства духа, интересов, множества жизненных условий, смягчения
индивидуальных черт; однако эта общность жизни, тождественность духа могут быть
осознаны — поскольку они не есть любовь — только с помощью определенных, резко
обозначенных проявлений. Здесь не может быть и речи о каком-либо совпадении в
познании, об общности мнений. Связь многих людей основывается на совместных
нуждах, находит свое выражение в предметах, которые могут находиться в
совместном пользовании, в отношениях, возникших на этой основе, и, наконец, в
совместном радении о них, в совместной деятельности и совместных поступках; эта
связь может подкрепляться тысячью различных предметов совместного владения,
потребления и одинаковой образованности и познавать себя в них. Множество
одинаковых целей, вся совокупность необходимых условий физического
существования могут быть предметом объединенных действий, в них отражается один
и тот же дух; однако этому общему (gerneinsamen) духу доставляет удовольствие
позволить познать себя в состоянии покоя, радоваться своему единению,
наслаждаясь самим собой в радости и игре. После смерти Иисуса друзья его
держались вместе, совместно ели и пили; некоторые их братства отказались от
всех прав собственности по отношению друг к другу полностью, другие — частично,
оказывая общине поддержку щедрыми пожертвованиями. Они беседовали о покинувшем
их друге и учителе, молились вместе и укрепляли друг в друге веру и мужество.
Враги обвиняли ряд подобных общин в том, что у них существует
* [На полях]: Pellew. Ins. Vorr. Forster [Имеется в виду: Nachri-chten iiber
die Pellew-Inseln zusammengetragen von G. Keate. Aus dem Engl. ubersetzt von G.
Forster. Hamburg, 1789, S. XXXIV].
172
'«iiiiiocti, жен, им же, по-видимому, не хватало мужества || -им-гиты, для
того чтобы либо нести это обвинение за-. i\ ,1,(чи1(), либо ле -стыдиться его.
Многие из них отправ-
i;i inn, и совместное странствование, стремясь приобщить • км! вере и своим
надеждам другие народы; и по-
|." 1ьку вся деятельность христианской общины сводилась N ному, прозелитизм
является ее существенной особенностью. Помимо этого совместного потребления,
совместных молитв, трапез, радости, веры и надежды, помимо е пшственной
деятельности, направленной на распространение веры и расширение круга
совместного благочестия, есть еще одна огромная область объективного, которая
порождает многостороннюю по своим последствиям и значительную по своему
могуществу судьбу и ведет к многообразной деятельности. В деле любви община
отказывается от всех единений, в основе которых не лежит самое глубокое чувство,
от любого духа, если он не есть наи-нысший. Оставляя в стороне прекрасную,
несмотря на ее противоестественность и пустоту, идею о любви всех людей друг к
другу, ибо она не определяла стремлений общины, очевидно, что община должна
была остановиться на самой любви; вне отношений, основанных на совместной вере,
и отражений этой общности в связанных с верой религиозных обрядах общине было
чуждо всякое иное объединение в сфере объективного для какой-либо цели,
развития другой стороны жизни, для совместной деятельности, чужд всякий дух,
направленный не на соединение для распространения веры, дух, который, играя,
отражал бы себя и радовался бы себе в иных модификациях и частичных образах
жизни. Община не узнала бы себя в подобном духе; она бы отреклась от любви
своего единственного духа, изменила бы своему богу. И не только отреклась бы от
любви, но и уничтожила бы ее, ибо членам общины грозило бы столкновение их
индивидуальностей, и с тем большей вероятностью, что образование их было
[различным]; тем самым они бы попали в зависимость от своих различных
характеров, отдались бы во власть своей различной судьбы, и тогда вследствие
любого ничтожного интереса, вследствие незначительного различия
определен-ностей любовь их превратилась бы в ненависть и они отвернулись бы от
бога. Эта опасность может быть устранена лишь бездеятельной, неразвитой любовью,
посредством того, что она — эта высшая жизнь — остается неживой. Так,
противоестественное расширение сферы любви создало то противоречие, то ложное
|
|