|
господства, являет собой наивысшую свободу — состояние, обнаруживающее самую
резкую противоположность иудейскому духу.
После того как Петр познал божественную природу Иисуса и тем самым доказал
всю глубину своего чувства, способного постигнуть в человеке сына божия13,
Иисус передал ему ключи от царства небесного: что он свяжет на земле, то будет
связано и на небесах, что он разрешит на земле, то будет разрешено и на небесах.
Поскольку Петру единожды было дано по.чнашю бога, ему должно было стать
доступно и познание божественности или небожественности в сущности каждого
человека или способность человека ощутить их в других людях; ему дано было
познание степени веры или неверия; знание того, достаточно ли глубока вера
данного человека, чтобы освободить его от неизбывной судьбы, возвысить над
вечным, неодолимым господством и над законами; он должен был постигать души
людей, решать, ушли ли их действия в прошлое или еще отягощают их в качестве
духа, вины и судьбы; в его власти было вязать, объявить человека еще
подвластным действительности преступления или освободить его, признать его
возвысившимся над этой действительностью.
В истории Иисуса есть также прекрасный эпизод, в котором рассказывается об
обращении грешницы, известной своей красотой, Марии Магдалины. Мы надеемся, что
нам не поставят в упрек, если мы рассмотрим здесь рассказы, отличающиеся друг
от друга по указаниям времени, места и других обстоятельств как разные варианты
одного повествования*, ибо упомянутые отклонения не меняют сущности этого
эпизода и не меняют нашею отношения к нему. Мария, преисполненная сознания
своей вины, узнает, что Иисус присутствует на трапезе некоего фарисея, где
собралось множество честных, добропорядочных людей (hoimetes gens, т. е.
наиболее непреклонных судей, когда речь идет о прогрешениях прекрасной души14).
Внутреннее чувство заставляет ее искать среди этих людей Иисуса. Она становится
позади, у ног его и, плача, обливает его ноги слезами, отирает их волосами
головы своей, целует и умащает миром, чистым и драгоценным нардовым миром.
Робкая, гордая в своей самоудовлетворенности девственность не позволяет ей
сказать о ее потребности любить и тем более, изливая свою душу (грех ее
заключается в том, что она преступила законы), выносить осуждающий взгляд
добропорядочных людей, фарисеев и учеников Иисуса; однако ее израненная,
близкая к отчаянию душа стремится перекричать свое горе и робость и вопреки
собственному пониманию добропорядочности даровать всю силу своей любви и
наслаждаться любовью для того, чтобы утопить в этом глубоком наслаждении свое
сознание. В этих проливаемых слезах, в этих живых, искупающих всякую вину
лобзаниях, в этом блаженстве любви, обретающей примирение в излияниях,
добропорядочный Симон усматривает лишь неприличие. Он удивляется тому, что
Иисус позволяет подобной грешнице прикасаться к себе; он настолько уверен в
правильности своего чувства, что даже не высказывает, не задумывается над ним,
а сразу же делает заключение: если бы Иисус был пророком, он знал бы, что эта
женщина — грешница. «Прощаются ей грехи ее многие, — сказал Иисус, — за то, что
она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любил». В чувстве Симона
отразилась лишь сила его суждения; друзья же Иисуса проявили более благородную,
моральную заинтересованность. По их мнению, миро следовало бы продать за триста
динариев и раздать эти деньги нищим. Их высокоморальная тенденция помогать
бедным, их продуманное решение, разумность, внимание и добродетель в сочетании
с рассудочностью не что иное, как душевная грубость. Они не только не сумели
воспринять красоту ситуации, но и оскорбили излияния любящей души. «Что
* Лук. VII; Матф. XXVI.
138
i-мущаете вы ее? — скапал Иисус. — Она совершила пре-и рас шли поступок дли
меня». И во всей истории Иисуса го.и,ко этот поступок назван прекрасным 1Г). На
такую непосредственность, на такую бескорыстность поступка или идеи способна
лишь женщина, преисполненная люб-ви. И не из тщеславия, не для того, чтобы
довести до сознания своих учеников свое действительное отношение к происшедшему,
а для того, чтобы внести успокоение в создавшуюся ситуацию, Иисус дает такое
объяснение, которое они способны воспринять, тем самым он даже не пытается
пояснить им то, что было столь прекрасным в поступке Марии Магдалины. Он
выводит из действий Марии нечто вроде почитания своей личности. Когда имеешь
дело с душевной грубостью, единственное, к чему следует стремиться, — ;>то
предотвратить осквернение прекрасной души. Напрасно было бы стремление
объяснить человеку грубого душевного склада, в чем сущность тонкого аромата
духа, ощущение которого ему недоступно. «Возливши миро сие, — сказал Иисус, —
она приготовила меня к погребению моему. Прощаются ей грехи ее многие, ибо она
возлюбила много>>. Женщине же сказал: «Вера твоя спасла тебя; иди с миром». Или
лучше бы Марии подчиниться требованиям иудеев и их судьбе, прожить, как1
автомат, без греха и любви честную и обычную жизнь? Г>ез греха — ведь время
существования ее парода принадлежало к таким ;>похам, когда прекрасная душа не
может прожить безгрешную жизнь, но и в ;)то, как во всякое другое, время она
может посредством любви вернуться к прекрасному сознанию.
Любовь примиряет не только преступника с судьбой, она примиряет также1*1
человека с добродетелью; другими словами, если бы любовь не была единственным
принципом добродетели, то всякая добродетель была бы одновременно и
недобродетелыо. Полному рабству перед законом чуждого господина Иисус
противопоставил не частичное рабство перед собственным законом, самопринуждение
кантовской добродетели, а [**] добродетели, свободные от господства и
подчинения, модификации любви. И если бы добродетели рассматривались не как
модифи-
[*] если можно так выразиться.
|
|