Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Германия :: Гегель :: Гегель Г.В.Ф.- Дух христианства и его судьба. 1800.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 40
 <<-
 
посягает другой, избегает сожаления о потере, зависимости от противника или от 
судки, освобождается от необходимости подчинить себе другого. Он уступает в той 
области, где на него совершается нападение; он отдает другому лишь то, что в 
момент нападения стало для него чуждым (*L Этот отказ от отношений, который 
есть абстракция от самого себя, не имеет, однако, твердых границ [**] (чем 
более живы те отношения, которые вынуждена в силу их запятнаннопн порвать 
благородная натура,— ибо она вынуждена поступить так, чтобы не запятнать себя,— 
тем большее :ito несчастье для нее. Однако несчастье это не может быть названо 
ни справедливым, ни несправедливым; оно становится судьбой человека лишь в том 
случае, если он свободно по своей воле пренебрегает этими отношениями. Тогда 
все связанные с этим страдания справедливы и становятся его несчастной судьбой, 
сознательно созданной им. Тогда достоинство человека заключается в том, чтобы 
страдать, как того требует справедливость, ибо он настолько возвысился над 
этими нравами, что сам захотел видеть в них врагов. И поскольку судьба человека 
в этом случае заключена в нем самом, он способен вынести ее, противостоять ей, 
так как страдания его — не чистая пассивность, они не вызваны превосходством 
чужого; они — его собственный продукт). Для того чтобы спасти себя, человек 
себя убивает, для того чтобы не видеть свое во власти чужого, он больше не 
называет его своим; и он уничтожает себя, желая себя сохранить, ибо то, что 
находилось бы во власти чужого, уже не было бы им самим, и нет ничего, что 
могло бы не быть объектом посягательства и от чего нельзя было бы отказаться 
l***J. Несчастье может достигнуть таких размеров, что судьба — это самоубийство,
 которое находит свое выражение в отказе от жизни и приводит человека к уходу в 
полную пустоту. Однако, если человек таким образом сам проти- 
   [*] Не самого себя, не что-либо, что принадлежит ему. [**] Он — самоубийство,
 которое в конечном итоге должно уйти в пустоту. 
   [***] Оба они, борьба и прощение, должны иметь свои границы. Поэтому и Иисус 
колеблется между тем и другим больше в своем поведении, чем в своем учении. 
Если человек попадает под власть судьбы в результате поступков других, то он 
может умиротворить ее тем, что он со своей стороны не проявит ни малейшей 
враждебности, простит обидчику и примирится с ним. 
   130 
   nuiiorтпвляет себе всю полноту судьбы, он тем самым повысился над своей 
судьбой: жизнь изменила ему, но он не изменил жизни; он бежал от жизни, но не • 
икт.ерннл ее. Пусть он даже горюет по поп, как но от-' \ ктнующему другу, 
преследовать его в качестве врага .|;пзнь не может, и удар не может ранить его 
ни с какой <-троны; при каждом прикосновении он сжимается подобно боязливому 
растению и готов скорее бежать от жизни, чем превратить ее в своего врага, чем 
вызвать преследование судьбы. Именно это имел в виду Иисус, когда он требовал 
от своих друзей оставить отца, мать, оставить все, чтобы не вступать в союз с 
нечестивым миром и не подвергаться преследованиям судьбы. 11 далее: тому, кто 
возьмет у тебя рубашку, отдай и верхнюю одежду; если рука твоя соблазняет тебя, 
отсеки ее. Пыс-шая свобода есть негативный атрибут красоты души, т. е. 
возможность отказаться от всего, чтобы сохранить себя. Тот же, кто хочет 
сохранить свою жизнь, потеряет ее. Так, с самой большой невиновностью может 
сочетаться наивысшая вина, с возвышением над судьбой — самая страшная, самая 
несчастная судьба. Человеку, душа которого возвысилась над правовыми 
отношениями и не подчинена ничему объективному, нечего прощать обидчику, ибо 
тот ни в чем не затронул его права; как только кто-либо посягнет на объект 
права, он тотчас же отказывается от этого права. Душа такого человека открыта 
для примирения, ибо он сразу же может восстановить любую живую связь, вступить 
вновь в отношения дружбы, любви: ведь этот человек не оскорбил в себе жизнь, в 
нем нет враждебного чувства, которое могло бы препятствовать примирению, пет 
сознания нарушенною права, желания предъявить другому какие-либо требования, 
нет гордости, которая бы побуждала его настаивать на признании другим того, что 
он в значительно более низкой сфере, в области права, подчинен ему. Это 
прощение, эту готовность к примирению Иисус делает непременным условием того, 
что и собственные грехи будут прощены[*', что и собственная враждебная судьба 
будет снята. То и другое — лишь различные применения одного и того же свойства 
души. В примирении с обидчиком 
   1*1 И одно является прямым следствием другого. Ибо первое — 
противоположность или снятие вражды и правового противоположения, а только оно 
и создает судьбу. Тот, кто противопоставил себе других и готов примириться с 
теми, кто противопоставил себ 
   ' 
   131 
   душа человека не настаивает более на правовом противоположении, которое она 
может использовать против другого, и, отказываясь от права как от своей 
враждебной судьбы, от злого гения другого, она примиряется с ним и столько же 
обретает для себя в жизненной сфере, столько же жизни, ранее враждебной ему, 
превращает в дружественную, примиряет с собой божественное, и судьба, 
вооруженная против него его собственными деяниями, растворяется во тьме ночи. 
   Помимо личной ненависти, которая возникает в результате обиды, нанесенной 
данному индивидууму, и стремится обратить против обидчика нарушенное этой 
обидой право, помимо такого рода ненависти существует и справедливый гнев, 
возмущенный ригоризм чувства долга, карающий не за нарушение своих прав, прав 
индивидуума^ за нарушение своих понятий, понятий долга. Подобный человек, 
познавая и устанавливая в праведном гневе права и обязанности для других и 
подчиняя их в своем суждении этим правам и обязанностям, устанавливает и для 
себя те же самые права и обязанности, п, определяя в своем справедливом 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 40
 <<-