|
сущности науки начинаются только там, где начинается научный дух, а этот
последний начинается именно там, где науки выходят за стены монастырей и
попадают в руки свободных людей, таких людей, для которых нет надобности
скрывать светоч науки за ширмой веры. Эразм - прекрасный пример этого перехода.
В нем влечение к знанию освободилось от зависимости, его дух сильно влекло к
книгам; как он говорит сам о себе в своем письме к приору своего монастыря, но
именно потому он и бежал из своего монастыря. Монастырская жизнь противоречила
как духовной, так и физической его натуре. Тело так же склонно к революции, как
и дух.
Глава 2.
ПРОТЕСТАНТИЗМ КАК ПРОТИВОРЕЧИЕ ВЕРЫ И РАЗУМА.
Противоречие католицизма сущности человека было внутренней причиной Реформации.
Протестантизм уничтожил ложную противоположность плоти и духа. С пением и
музыкой он вывел человека с кладбища католицизма обратно в гражданскую и
человеческую жизнь. "Кто не любит вина, женщин и песен, тот всю свою жизнь
останется дураком". Это прекрасное изречение хотя и не значится в символических
книгах и, следовательно, не является официальным, но тем не менее, хорошо и
правильно понятое, оно имеет всеобщее значение. Даже в религиозном отношении
протестантизм, который опирался только на заслуги Христа, имел в себе элемент
свободы и радости по сравнению с католицизмом и его религиозными книгами, его
отягощающей совестью "Traditionibus" и церемониями. Кроме того, как известно,
реформаторы пользовались религиозными песнями и песнопениями как средством
пробуждения народа. Главным образом поэтому он отвергал также и целибат как
противоречащее естественному праву человека, безбожное, произвольное
установление. Но протестантизм освобождал и спасал человека только с
практической, а не с теоретической или интеллектуальной стороны: высших
требований, прав влечения к познанию, требований разума он не признавал и не
удовлетворял. В этом отношении он продолжал коснеть в прежнем варварстве,
выдвигая в противоречие с разумом догматы веры и все-таки придерживаясь их как
правильных. Было бы неразумным софизмом утверждать, что протестантизм отвергает
целибат потому, что Библия выдвигает заповедь "Размножайтесь!", и, наоборот, не
считается с требованиями разума, так как в Библии нет ясно выраженной заповеди
по этому поводу, вернее, Библия восхваляет нам только веру. Ибо если бы
протестантизм в своем взгляде на брак опирался только на Библию, то ему
пришлось бы хотя и не предписывать целибат, но также и не отвергать его, по
крайней мере безусловно, по той причине, что апостол Павел всячески восхваляет
и превозносит безбрачие; а разве восхваления вдохновенного святым духом
апостола не имеют для нас силы закона, если даже они и не являются для нас
формальными заповедями? Он вообще не мог бы вынести никакого определенного
решения по этому поводу, наоборот, ему пришлось бы оставить в покое данный
пункт, как и некоторые другие, до того счастливого момента, когда господа
экзегеты наконец самым удовлетворительным и определенным образом истолкуют все
темные и противоречивые места Библии. Но так же и здесь, как и во многих
подобных этому случаях, решало священное право природы и разума, вернейшая
инстанция во всех сомнительных случаях, естественное чувство правды, которое
независимо от двусмысленностей святого писания непосредственно, только с
помощью самого себя признает ложное ложным, истинное истинным. Было бы в самом
деле не только не разумным, но и смешным софизмом обосновать и объяснить
женитьбу Лютера не правами разума и природы, а позитивной заповедью, изречением
Библии; тогда пришлось бы доказывать, что в Библии упоминается Катарина фон
Бора как предназначенная Лютеру супруга, что Лютер женился на Катарине на
основании определенных слов Библии. Человек, который решается на брак не сам по
себе, а на основании Библии, не сможет самостоятельно выбрать то или иное лицо.
В браке это лицо не безразлично, вернее сказать, выбирается только одна.
Которую же мне выбрать? Это здесь главное.
Мрак разрешается, это не грех, он совместим с духом христианства, он хорош; но
разве он не становится часто грешным из-за объекта брака? Только
предназначенная мне богом невеста хороша, только её я могу взять в жены. Но кто
же она? Моя соседка, моя бывшая товарка по школе и подруга юности или та, с
которой я познакомился самым необычным образом и в которую сразу же, с первого
взгляда влюбился? Но разве здесь я не полагаюсь на свое мгновенно решающее
чувство вкуса? Разве искуситель не пользуется такими средствами (ах! даже очень
часто), как самый необыкновенный случаи, чтобы свести нас с женщиной, которую
мы изо всех сил избегаем? Как мы можем решить, добрым или злым началом нам
послана эта особа? Если даже я сделаю христианские добродетели и веру
непременными условиями своего выбора, то поможет ли это? Разве и христианка не
может в то же время быть богатой, знатной, приятной в обращении, обладать
телесной красотой или иметь все эти качества сразу или некоторые из них? Разве
я женюсь только на благочестивой христианке независимо от этих привлекательных
второстепенных качеств? А может быть, в моем выборе личность невесты сама по
себе является главным, а то, что она христианка, только второстепенным
признаком, хотя и безусловно необходимым? может быть, в этой неопределенной
области сердечной склонности, чувства к моему христианскому чувству совершенно
бессознательно примешиваются нечистые, нехристианские побуждения? Значит, как
же я могу быть уверен, что моя женитьба является христианской, угодной богу?
Нет! Безошибочно только то, что стоит в писании. Моя невеста только тогда может,
наверное, считаться предназначенной мне богом, если я из Апокалипсиса или
другой какой-нибудь части писания узнаю её имя, её положение, её личность до
мельчайших подробностей. Я до тех пор не женюсь по божьей воле, пока не женюсь
|
|