|
отдельных конечных вещей в их различии и многообразии.
Но вернемся снова к нашему автору. Как бы ни зависели его суждения о новой и
новейшей философии от взглядов Якоби (не говоря уже о других пунктах общности
их мнений), все же его точка зрения в этом вопросе совершенно своеобразна в том
отношении, что он утверждает "возможность науки об абсолютном на основе
относительного", понимает философию Якоби как звено какого-то
противопоставления, как какую-то крайность, а потому пытается заполнить
чем-либо ту пропасть, которую создал Якоби между знанием опосредованным и
непосредственным. Способ же, каким автор пытается соединить между собой
опосредованное и непосредственное, ясно виден из следующего отрывка:
"Неизменное в человеческом познании раскрывается не так непосредственно, как
того хочет Якоби, который придает этому слову наивозможно точнейшее значение и
этим, как вечной пропастью, разрывает непосредственное познание и его объект от
опосредованного познания и его объекта. Ибо неизменное существует не просто в
себе, но в изменяющемся; и доказательство наличия неизменного в изменяющемся
хотя и возможно только посредством salto прыжка, следовательно, тоже
непосредственно, но все же salto не из пустоты, а из некоторого данного, так
что опосредованное вместе с тем придает энергию движения и направление
непосредственному. В том и состоит подлинная сущность спекуляции в
противоположность доказательству, чтобы прийти к непосредственному от
некоторого данного опосредованного не через непрерывный ряд умозаключений,
следовательно, опосредованным образом, а каким-то более свободным, но столь же
определенным способом... Непосредственное знание и познание остается
естественным ферментом для того, чтобы путем опосредования и вместе с тем
непосредственно познавать непосредственное"
Однако этот трудный узел вряд ли мог быть вполне удовлетворительно развязан
автором, что он и сам, кажется, почувствовал, поскольку говорит: эта проблема,
а именно правильное отношение между первичным и производным сознанием, "никогда
не сможет быть объяснена вполне, ибо, чем больше в нее вникаешь, тем ближе
становится пункт, представляющий собой абсолютную тайну". Впрочем, это в высшей
степени рискованное и сомнительное предприятие - желать отыскать
вообще какой бы то ни было переход от непосредственного знания Якоби к знанию
опосредованному, так как именно в его строгой исключительности, в его чуждой
опосредованию, тождественной с личностью, с чувством субъективности заключается
специфическая сущность этого непосредственного знания, представляющего собой в
конце концов все же не что иное, как идиосинкразию 3 нового времени.
ИЗЛОЖЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И КРИТИКА ФИЛОСОФИИ ЛЕЙБНИЦА.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Несмотря на весьма заметные проблемы и недостатки философии Лейбница, он
наиболее значительное явление в области новой философии после Декарта и Спинозы.
То, что эта вторая часть моей истории новой философии посвящена ему, и только
ему, объясняется существенно иной по сравнению с другими аналогичными опытами
целью настоящего произведения. Цель книги и, следовательно, её основная тема не
ограничиваются формальными требованиями, которым должно удовлетворять изложение
в такой работе, а определяются положительными философскими задачами, задачами.
Что касается существа философии Локка, то его нельзя понять неправильно или
сделать имманентного развития 1, не только возможного, но и необходимого.
Возможность развития есть признак подлинной философии. Например, философию
Локка нельзя развивать дальше, да она и не нуждается в развитии. Цели и взгляды
Локка известны всякому, кто читал любую историю новой философии; другое дело -
Лейбниц предметом поверхностного изложения; по отношению к Лейбницу это вполне
возможно. Чувственная видимость (не опыт) говорит за Локка и против Лейбница.
Взгляд, что Солнце движется, не нуждается в особых доказательствах, но такие
доказательства нужны для обоснования движения Земли. Поэтому разница в
изложении философии Локка может быть только формальной; не так обстоит дело
с Лейбницем.
Развитие есть расшифровка подлинного смысла философии, раскрытие того, что в
ней есть положительного, воспроизведение её внутренней идеи, скрытой за
временно обусловленным, конечным способом определения этой цели. Возможность
развития есть идея.
Поэтому развитие дается с трудом, а критика - легко. Ошибочное и недостаточное
требует только внимания, в хорошее же нужно углубляться. Одно выясняется даже
при беглом разговоре, другое - только в тесном общении. Ошибка обнаруживается
естественным путем, сама собой, она бросается в глаза, хорошее же замыкается в
себе, пребывает внутри себя, удовлетворяясь самим собой и открываясь только
родственному духу. Настоящая критика и заключается в развитии, потому что она
возможна лишь, когда существенное отмежевывается от случайного, безусловное от
обусловленного, объективное от субъективного.
Средство развития - в аналитической и синтетической деятельности: аналитической,
поскольку эта деятельность не только извлекает из определенных, единичных
мыслей общее, определяющее понятие, но и вскрывает в сказанном то, что не
высказано прямо, хотя и содержится в неразвитом виде, и что поэтому есть только
объект рассуждения, а не эмпирического восприятия; в синтетической деятельности,
поскольку она открывает идею лишь путем объединения многообразного в целое,
|
|