|
действительности же она является необходимостью, которая вытекает из самого
предмета, бытия, как они его понимали, отрицанием самого чувственного
определенного бытия. Диалектика как движение через противопоставление, как
отрицание определенного конечного бытия в его определенности должна поэтому
пониматься как сам объективный процесс. Гераклит превратил неизменное бытие
элеатов в реку становления. Поэтому только у него появляется идея спекулятивной
философии, поскольку он противоречия в форме бытия и небытия воспринимал в их
единстве, утверждая, что сущность вещей - это не остающееся похожим на себя
бытие, а изменение, становление. Эмпедокл, который сам по себе с точки зрения
философии представляет незначительный интерес, склонен, хотя и является
италийцем, больше к физическому взгляду на вещи. И он понимал противоположные
принципы, называя их враждой и дружбой, как сущность вещей и выдвинул идею
единства противоположного, по в неуклюжей, не соответствующей мысли форме, в
представлении смешения. Однако одновременно у него более определенно, чем в
ранних системах, проявляется понятие деления и различия, но только у Левкиппа и
Демокрита в форме мысли об атомах и пустоте, в которой они находятся, это
понятие становится полной реальностью. Атом является не чувственным, а простым
бескачественным бытием элеатов, но к нему присоединяется теперь понятие
различия, отрицательности. Непрерывное единое элеатов становится теперь
прерывным единым, единством множества, для себя бытием. Пустота является не чем
иным, как чувственным представлением о бытии врозь, о различии атомов друг от
друга:
Поэтому неправильно, когда Теннеманн (это также отчетливо подчеркивает Гегель)
без всякого колебания противопоставляет философии элеатов как интеллектуальной
системе атомистику как эмпирию или материализм. Ибо атом не является предметом
эмпирии, а только предметом мышления; мнение, что он невидим в силу своей
чрезвычайной малости, является чувственным, грубым представлением. У Секста
Эмпирика категорически утверждается (места, которые, впрочем, приводит сам
Теннеманн, не делая из них, однако, категорических выводов), что Демокрит
уничтожает реальность чувственных восприятии, что у него не чувство, а только
мысль воспринимает действительное, реальное, что только познание посредством
мышления является мерой истинного. Протяженность, форма и величина являются во
всяком случае примитивными формами, в которых атом становится объектом чувства;
но его подлинное предназначение, его неделимость есть только объект мышления.
Впрочем, величина, фигура сами являются лишь математическими свойствами,
определяемыми мыслью. Во всяком случае тело в этой системе реально; однако сам
атом, сущность тела, есть не что иное, как мысль, приданная вещи, продукт
разума. Атомисты сделали значительный шаг вперед по сравнению с элеатами уже
тем, что, рассматривали как бытие, так и небытие (отрицание вообще) как
реальное; первое под чувственной формой заполненного, последнее под формой
пустоты, однако сознавая их чистые определения мысли и называя категорически
вслед за Аристотелем ("Metaphys". "Метафизика", I, 4) заполненное бытием,
пустоту небытием.
Предшествующие философские системы возвышались до определенных мыслей, но ещё
не до мысли, как таковой: до определений разума, но не до сущности самого
разума. Бытие элеатов, становление Гераклита, единство, или для себя бытие,
атомистов не являются для чувств чем-то предметным; это мысли, само собой
разумеется, не субъективные, а сами по себе существующие, абсолютные мысли,
сверхчувственные сущности. Однако в них мысль, только будучи определенной в
форме вещи или сущности, становится принципом. Определения мысли хотя и
являются не чувственными, как определения ионийской школы, а чисто мысленными и
представляют собой определения сущности, единой с разумом; но пока ещё мысль
как мысль не превратилась в принцип. Этот недостаток устранил Анаксагор. Только
у него мысль, как таковая, осознает себя. Он сделал сам ум принципом вещей, но
ум примерно в том смысле, в каком мы говорим о видах, порядке, внутренней
целесообразности, об уме в природе, поэтому он точно не различал ум и душу.
Однако Анаксагор понимает ум все ещё совсем абстрактно, поэтому он не мог
вывести из него определенное, особенное, что ставили ему в упрек уже древние,
например Платон. Дальнейшее развитие философии состоит поэтому не в чем ином,
как в более точном определении и развитии принципа ума Анаксагора, который
отныне становится всеобщей основой. Анаксагор понимал ум неопределенно, только
как причину мира; отныне задачей философии стало познать его как свою сущность.
Для философии открывается новое начало, новая эпоха. Кажущаяся мудрость
софистов символизирует это начало, образует переход от ранних периодов
философии к новому периоду.
Когда мысль свободна от определенности объективности (или, точнее, от формы
вещи), она как мысль возводится в принцип вещей, мышление становится теперь
предметом мышления, дух не является больше сознанием о мыслимом как объекте, а
представляет собой сознание только об объекте как мыслимом, самосознание, он
относится к объекту как к равному себе, как к самому себе, предмет является
только объектом его сознания, как данный и опосредованный самосознанием.
Следствием этого является то, что теперь и мыслящий субъект, человек,
направленный и углубленный в себя самого, осознающий и уверенный в своей
существенности и реальности, рассматривает субъективность как форму абсолютного.
Самосознание мысли, где она не определила ещё себя существенным содержанием и
является только формальной силой и деятельностью субъективности, уверенной в
своей реальности, проявляется сначала просто в виде отрицательной силы,
растворяющей все объективное, определенное в ничто; а отправным пунктом, из
которого исходит это разрушение, является только субъект в его эмпирическом
бытии, ибо мышление ещё чисто формально, не наполнено определенным содержанием.
|
|