Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Германия :: Фейербах :: Людвиг Фейербах - История философии. :: Людвиг Фейербах - История философии.Том 2.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-
 
как некоторое утверждение, некоторый предикат, который высказывается о боге 
субъектом; тогда бог лишь предполагается и представляется в качестве 
обладающего сознанием, но не является таковым в действительности, в себе и 
через себя самого, потому что он может быть и является самосознающим лишь тогда,
 когда сознание генетически может быть развито из него. Но генетически оно 
может быть развито только в том случае, если это развитие обосновано объективно,
 если сам бог является тем, кто творит свое сознание из своей сущности. И по 
Гегелю, генезис его сознания покоится лишь на том акте, что бог снимает 
непосредственное единство своей сущности с собой, противопоставляет себя самому 
себе (ибо никакое сознание невозможно без противоположности или раздвоения) и 
только через отрицание этого противопоставления становится единством для себя, 
примиренным, отраженным в себе, осознанным. Но этим генетическим развитием 
отнюдь не уничтожается первоначальность, приоритет и самостоятельность сознания 
в боге, ибо сознание как имманентная цель, как причина движения или развития 
является его первым импульсом, извечным стремлением, истинным (предварительно 
скрытым) началом. Впрочем, в философии Гегеля это находит свое выражение во 
всяком истинном развитии. Поэтому он говорит, что "движение вперед всегда 
является вместе с тем и некоторым движением назад к основе и к первоисточнику, 
от которого зависит начало движения". "Существенным является, собственно, не то,
 что чистая непосредственность представляет собой начало, а то, что целое само 
в себе является как бы некоторым движением по кругу, где первое есть в то же 
время и последнее, а последнее - вместе с тем и первое". Подобное же 
высказывание мы можем прочитать и на стр. 331: "Движение вперед от того, что 
является началом, в философии представляет собой вместе с тем возврат к своему 
источнику, к своему действительному началу. Итак, одновременно с выходом за 
пределы начала начинается новое начало и первое обнаруживает себя этим как 
неистинное начало". Именно такой характер понимания развития составляет 
сущность гегелевской философии. Этот метод является также необходимым ключом 
для правильного понимания и оценки этого процесса, и тот, кто хочет критиковать 
его, должен предварительно или одновременно с этим сделать объектом своей 
критики и гегелевский метод. Согласно этому методу, в человеке бог приходит из 
своего самоотчуждения в природе к самому себе, и его самосознание, 
опосредованное через человека, выступает, таким образом, как производное, 
возникшее как результат. Однако на самом деле сознание, будучи абсолютной целью,
 реальным определением цели отчуждения в мир и в историю, является, напротив, 
подлинно первым и первоначальным. Сознание есть принцип движения, 
оно-единственный agens деятель, который предполагается человеком и природой в 
качестве основообразующего, производящего принципа, поскольку их, их цель, то, 
чем они являются и почему существуют, есть единственно самосознание бога. В 
гегелевской философии это относится, вообще говоря, к богу "Бог есть, таким 
образом, результат философии, однако не только результат. Он вечно 
воспроизводит себя и является предшествующим всему остальному. Односторонность 
результата снимается в самом результате" ("Философия религии". Это значение 
человека и природы никоим образом не исключает того, что они также и сами по 
себе имеют какую-то цель и значение, подобно тому как каждый орган тела имеет 
собственную жизнь, является целью сам для себя, между тем как в отношении к 
какому-нибудь более высокому органу или и отношении ко всей целокупности жизни 
он представляет собой лишь её средство.
В качестве позитивных или, вернее, абсолютных способов проявления самосознания 
бога Гегель называет религию и науку. Поэтому они имеют у него не только 
субъективное, человеческое значение, но, будучи высшими интересами, сами 
являются божественными целями или делами бога. Как ни сильно противоречит это 
определение заурядным, обычным представлениям, и, хотя оно может показаться 
какой-то чисто трансцендентной метафизической гипотезой, выходящей за пределы 
разума и человеческой природы, все же истина этой идеи может быть доведена до 
рассудка и чувства искреннего, непредвзятого человека с помощью совсем простых 
приемов. Что означает, например, наше влечение к знанию, ломающее, ни перед чем 
не останавливаясь, все препятствия и преграды, превосходящие по силе и мощности 
все другие влечения, прямо противостоящее нашему природному эгоизму, 
овладевающее нами против воли и желания и вырывающее нас из рая первозданности 
и незнания? Что означает это влечение к знанию, заставляющее нас пренебрегать 
всеми благами, более того, презирать наслаждения и "право на личное счастье" 
как не имеющие никакой цены по сравнению с тем объектом, которого оно жаждет? 
Что другое может оно означать, как не то, что это не человеческое влечение, что 
это влечение самой истины, что это её интерес быть познанной человеком? Что 
означает, далее, стремление, которое с такой силой побуждает нас передать 
другим познанную истину? Что другое, если не то, что это не только наша 
потребность придать истине непреложное, несомненное значение признанием или 
непризнанием её другими, но что истина сама по себе словоохотлива и общительна 
по своей природе, а потому не довольствуется знанием, которое она имеет о себе, 
будучи замкнутой в себе, что она познает себя, только будучи познаваема другими,
 наслаждается собой, лишь становясь предметом наслаждения для Других?
Подобно тому как зрению не безразличен свет, ибо зрение, видение, есть лишь 
подтверждение, свидетельство того, чем является свет сам по себе, - его природа 
в том, чтобы освещать, доставлять возможность видеть, - так и истине но 
безразлично познание. Напротив, природа истины такова, что ей свойственно быть 
познанной. Только процесс познания доказывает на деле, что такое истина, как 
таковая, обнаруживает, реализует её как свет духа. Познание истины человеком 
является для нее лишь подтверждением её собственной сущности, осознанием ею 
собственной непреложности. Поскольку познание есть раскрытие истины, чем же 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 122
 <<-