|
уже знаем, он (этот скромный, довольный, счастливый мыслитель, который даже в
трупе усматривает ещё одно подлинное свидетельство продолжения нашей
индивидуальной жизни после смерти) считает, что "труп ость наше бытие без
мышления".
Но если даже допустить, что есть моменты, когда в жизни отдельного человека
сознание отделяется от бытия или, наоборот, бытие от сознания, то разве этим
снимается единство мышления и бытия в сознании, как таковом? Не должен ли
философ постигать явления в их целокупности? И разве люди в своей целокупности
не представляют собой беспрерывного единства мышления и бытия в сознании? Разве
спящие люди составляют все человечество? Разве когда мы покоимся в темном лоне
беспамятства, не бывает освещено светом сознания другое полушарие? Не является
ли, следовательно, это единство всегда, беспрерывно действительным фактом? Ибо
не является ли - согласно понятию и сути - совершенно безразличным, когда и у
какого количества людей существует это единство? Не зависит ли это
исключительно лишь от того, что такое единство вообще имеет бытие? Что сказал
бы какой-нибудь мыслящий американец, если бы он как раз в тот момент, когда в
полном сознании, от души радуется своей жизни, услышал бы, как немецкий педант
пытается доказать, что, поскольку в настоящее время его полушарие погружено в
сон, сознание, как таковое, в настоящий момент устраняется, и логически отсюда
вытекает, что американцы в настоящее время не могут радоваться сознанию?
Впрочем, нам не надо даже рекомендовать господину Бахману для расширения его
невероятно ограниченной точки зрения совершать путешествие в Америку, которое
для него было бы, конечно, чрезвычайно обременительно. Он может помочь себе
советом и на немецкой земле; для этого ему надо только позволить подвергнуть
трепанации свою закрытую для философии голову с помощью какой-нибудь рогатки
ночного сторожа, чтобы убедиться в полной непригодности своих рассуждений, ибо
у нас даже самая маленькая сельская община имеет ночного сторожа, которому она
- в справедливом убеждении, что бытие человека зависит единственно от сознания
и неотделимо от него,- вверяет на время своего ночного отдыха заботу о своей
жизни и собственности. Поэтому ночной сторож является ночью носителем и
представителем сознания всей общины и с помощью сигнала рожка, которым он
возвещает время, дает потрясающий слух аргумент в пользу пепрерываемого
единства мышления и бытия в человеческой жизни. Ибо пауза во время сна лишь
тогда была бы доводом против единства мышления и бытия, если бы прекращение
деятельности сознания во мне, в спящем, имело необходимым следствием устранение
сознания и у других; если бы мое бессознательное состояние приносило вред
другим; следовательно, лишь в том случае, если бы один человек, отходя ко сну,
одновременно тем самым увлекал бы за собой и других. Но к счастью, отсутствие
мысли у одного человека не влечет за собой отсутствие мысли у другого.
Так же мало общего имеют с философией и в такой же мере бессодержательны доводы
господина Бахмана против изначальности тождества мышления и бытия. Они покоятся
на той же самой точке зрения, как и его доводы против продолжительности этого
тождества. Для опровержения изначальности тождества мышления и бытия Бахман
указывает, что, "согласно свидетельствам опыта, сознание возникает из темного,
хаотического и печального состояния нашего бытия, в котором мы находимся прежде,
чем у нас появляется сознание о самих себе" (стр. 61). Однако опыт у господина
Бахмана, как мы не раз уже видели, имеет значение не вдумчивого наблюдения, а
восприятия только доступной чувствам видимости, и поэтому свидетельство опыта,
на которое он ссылается, в такой же мере убедительно, как свидетельство наших
чувств о движении Солнца, ибо возникновение сознания является такой же
видимостью, как и движение Солнца вокруг Земли, хотя эта иллюзия - необходимая
иллюзия. А именно: история развития индивидуума не является историей разума,
сознания; первое по времени не есть первоначальное. Человек только тогда
приходит к своей первопричине, когда он становится духовным существом, приходит
к сознанию. И подобно тому как вращение Земли вокруг своей собственной оси
кажется порождающим движение Солнца, так и возникновение индивидуума порождает
видимость того, будто возникло и самое сознание. Но думать, что сознание
возникает вместе с каждым индивидуумом, который становится сознающим, в такой
же мере ошибочно, как думать, будто свет возникает вместе с каждым вновь
рождающимся существом, становящимся зрячим, ибо история развития индивидуума
имеет лишь то значение, что сознание, представляющее собой некоторую
независимую от него силу, вечную сущность, в себе и для себя сущее
существование, становится его сознанием, сознанием этого индивидуума;
следовательно, история развития индивидуума не имеет никакого другого значения,
кроме значения процесса присвоения, ассимиляции. Ведь если бы она имела
значение объективного, действительного возникновения сознания, то сознание,
точно так же как и сам индивидуум, представляло бы собой какое-то чувственное,
конкретное бытие, какой-то чисто эмпирический, осязаемый и весомый факт, и
тогда существовало бы столько же разумов и сознании, сколько имеется
индивидуумов, что является абсолютной бессмыслицей. Природа света обусловливает
то, что духовный свет, так же как и чувственный, и даже несравненно в большей
мере, чем он, является сам по себе универсальной сущностью и потому стоит выше
смены сна и бодрствования, рождения и смерти.
Сам опыт учит тому, что индивидуум созревает до сознания в общении с другими,
уже достигшими сознания людьми и с их помощью, что, следовательно, становление
сознания индивидуума само является уже действием сознания. Отсюда - сознание
предпослано индивидууму как предшествующее ему. Опыт учит далее, что единство
бытия и мышления проявляет себя как истину и действительность даже там, где
индивидуум ещё не осознает себя, но что в этом состоянии моменты единства ещё
разделены, выступая как две стороны этого единства. Ведь ребенок существует
|
|