|
воображения и прихоти. Я только открываю религии и спекулятивной философии или
теологии глаза или, вернее, обращенный внутрь взгляд направляю на внешний мир,
то есть превращаю предмет воображаемый в предмет действительный.
Но, разумеется, в наше время, предпочитающее образ самой вещи,
копиюоригиналу, представлениедействительности, видимость – сущности, такое
превращение является отказом и, следовательно, абсолютным отрицанием или, по
крайней мере, дерзкой профанацией, ибо священна только видимость, истина же
нечестива. В представлении современников святость возрастает по мере того, как
уменьшается истина и растет видимость, так что высшая ступень видимости в то же
время составляет для них высшую ступень святости. Религия исчезла, и ее место
заступила даже у протестантов иллюзия религии – церковь, имеющая целью внушить
невежественной и слепой толпе веру в то, что христианская вера еще существует,
потому что теперь, как и тысячу лет тому назад, существуют христианские церкви
и соблюдаются все внешние обряды веры. Вера современного мира есть вера мнимая,
не верящая в то, во что она якобы верит, нерешительное, недостаточно
сознательное неверие, как это неоднократно доказывалось мной и другими. Все
отжившее в смысле веры должно жить во мнении людей; все, что перестало быть
священным само по себе, должно по крайней мере казаться священным. Этим
объясняется мнимо религиозное негодование нашего века, века лжи и призраков, по
поводу моего анализа таинств. От писателя, который заботится не о
благосклонности современников, а только о неприкрашенной, голой истине, нельзя
требовать, чтобы он лицемерил и относился с уважением к простой видимости, тем
более если предмет этой видимости сам по себе является кульминационным пунктом
религии, то есть тем пунктом, где религиозность превращается в безбожие. Это я
говорю для обоснования, а не для оправдания моего анализа таинств.
Что касается истинного смысла этого анализа, заключающегося главным
образом в конце книги, то здесь я подтверждаю наглядным примером существенное
содержание моей книги, ее прямую тему, в особенности по отношению к ее
практическому значению; здесь я призываю чувства в свидетели правдивости моего
анализа и мыслей, показываю наглядно, даже во всей его осязательной, вкусовой
очевидности то, что я разрабатываю в целой книге теоретически. Вода крещения,
вино и хлеб причастия в их естественной силе и значении гораздо более важны и
действенны, чем в смысле сверхъестественном, иллюзорном. И вообще предмет
религии, понимаемый в том смысле, какой я вкладываю в свою книгу, то есть в
смысле антропологическом, является гораздо более плодотворным и более реальным
предметом теории и практики, чем в богословском смысле. Ведь свойства, которые
приписываются или должны приписываться воде, вину и хлебу в качестве чегото
отличного от этих естественных веществ, существуют только в представлении, в
воображении, а никак не в действительности, не доподлинно. То же можно сказать
и о предмете религии вообще – о божественной сущности в отличие от сущности
природы и человечества. Определения этой сущности, как разум, любовь и т. п.,
долженствующие иметь иное значение, чем те же определения, относящиеся к
сущности человека и природы, даны не в действительности, а только в
представлении и воображении. Мораль этой басни такова: мы не должны, подобно
теологии и умозрительной философии, определения и подлинные силы
действительности, вообще действительные существа и предметы делать
произвольными знаками, орудиями, символами или предикатами отличного от них,
трансцендентного, абсолютного, то есть абстрактного, существа; мы должны
понимать и усваивать их в том значении, какое они имеют сами по себе, какое
отвечает их качеству и определенности, делающей их тем, что они есть. Только
таким образом мы найдем ключ к реальной теории и практике. Действительно, я
выдвигаю на место бесплодной воды крещения благодеяние действительной воды. Как
это «водянисто», как тривиально! Разумеется, очень тривиально. Но очень
тривиальной истиной был в свое время и брак, который Лютер во имя естественного
человеческого чувства противопоставил мнимо священной иллюзии безбрачия.
Поэтому вода является для меня во всяком случае вещью и в то же время также
орудием, образом, примером, символом «нечестивого» духа моей книги, подобно
тому как предмет моего анализа, вода крещения, является одновременно настоящей
и образной или символической водой. То же относится к вину и хлебу. Людская
злоба сделала из этого нелепый вывод, будто омовение, еда и питье составляют
конечный итог, положительный результат моей книги. На это я могу возразить
только следующее: если всё содержание религии заключается в таинствах, если нет
других религиозных актов или действий, кроме тех, которые совершаются во время
крещения и причащения, тогда, конечно, все содержание и положительный результат
моей книги сводятся к омовению, пище и питью, что лишний раз доказывает, что
моя книга есть точный, верный своему предмету историкофилософский анализ,
разоблачение, самосознание религии.
Я говорю: историкофилософский анализ в отличие от исключительно
исторических анализов христианства. Историк доказывает, например, подобно
Даумеру, что причастие есть ритуал, относящийся к древнему культу человеческих
жертв, что некогда вместо вина и хлеба употреблялись в пищу настоящее тело и
кровь человека. Я же делаю предметом своего анализа и объяснения только
христианское, христианством освященное значение причастия и согласно своему
основному принципу признаю, что источником известного догмата или института
(независимо от существования его в других религиях) можно считать только то
значение, какое этот догмат имел в христианстве, но, разумеется, не в
современном, а в древнем, истинном христианстве. Или другой историк, как,
например, Люцелъбергер, показывает, что легенды о чудесах Христа полны
противоречий и несообразностей, что они являются позднейшими вымыслами, что,
следовательно, Христос не был чудотворцем, вообще не был таким, каким его
|
|