Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Платон :: Платон - ТЕЭТЕТ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 58
 <<-
 
определяет это и
более не колеблется, - тогда мы считаем это ее мнением. Так что, по мне, иметь 
мнение -
значит рассуждать, а мнение - это словесное выражение, но без участия голоса и
обращенное не к кому-то другому, а к самому себе, молча. А тебе как кажется?

Теэтет. Так же.

Сократ. Значит, когда кто-то мнит одно вместо другого, он, видимо, утверждает 
про себя,
что одно есть другое.

Теэтет. Как же иначе?

Сократ. Припомни, но говорил ли ты когда-нибудь про себя, что прекрасное скорее 
всего
есть безобразное, а несправедливое - справедливое, или, самое главное, не 
принимался ли
ты убеждать себя, что-де одно - это скорее всего другое? Или же совсем наоборот 
- даже и
во сне ты не отваживался себе сказать, что нечетное на самом деле есть четное, 
или что-
либо еще в этом роде?

Теэтет. Ты прав.

Сократ. А думаешь, кто-то другой, в здравом ли уме или в исступлении, отважится
усердно твердить самому себе и себя убеждать, что бык непременно есть лошадь 
или что
два - это единица!

Теэтет. Клянусь Зевсом, я этого не думаю.

Сократ. Тогда, если рассуждать про себя и значит мнить, то никто, рассуждая о 
двух
вещах, составляя себе о них мнение и охватывая их душой, не скажет и не будет 
мнить, что
одно есть другое. И тебе нужно оставить речь [о другом]. Ибо я снова повторяю, 
что никто
не мнит, будто безобразное прекрасно или еще что-нибудь в этом роде.

Теэтет. Я оставляю это и одобряю то, что ты говоришь.

Сократ. Стало быть, имеющему мнение об обеих вещах невозможно мнить, что одно 
есть
другое.

Теэтет. Видимо.

Сократ. Но ведь, имея мнение лишь об одном из двух, а о другом - нет, он и 
вовсе никогда
не станет мнить, что одно есть другое.

Теэтет. Ты прав. Иначе он вынужден был бы коснуться и того, о чем он не имеет 
мнения.

Сократ. Следовательно, заблуждение невозможно ни для того, кто имеет мнение об 
обеих
вещах, ни для того, кто имеет его об одной из двух. Поэтому если бы с кто-то 
определил
ложное мнение как мнение об ином, он ничего бы этим не сказал. Итак, ни в этом 
случае,
ни в прежних наше мнение не оказывается ложным.
{43}
Теэтет. Похоже, что нет.

Сократ. И все же, Теэтет, если окажется, что не бывает ложного мнения, нам 
придется
признать много нелепого.

Теэтет. Например?

Сократ. Я не скажу тебе, пока не попытаюсь рассмотреть это со всех сторон. Ведь 
мне
было бы стыдно за нас, если бы, оказавшись в тупике, мы вынуждены были бы 
допустить
то, о чем я говорю. Если же мы найдем выход и получим свободу, тогда мы сможем
сказать, что другие находятся в сходном положении, и так избавиться от насмешек.
 Но
если мы сами будем спотыкаться на каждом шагу, то, думаю я, нам придется, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 58
 <<-