|
Сократ. Но тот, кто мнит ничто, вообще не имеет мнения?
Теэтет. Пожалуй, это ясно.
Сократ. Значит, нельзя мнить несуществующее ни относительно вещей, ни
безотносительно к ним?
Теэтет. Очевидно, нет.
Сократ. Итак, ложное мнение-это нечто иное, нежели мнение о несуществующем.
Теэтет. Похоже, что иное.
Сократ. Значит, ни согласно теперешнему, ни согласно прежнему нашему
исследованию у
нас не бывает ложного мнения.
Теэтет. Выходит, что не бывает.
Сократ. А не назвать ли нам все это вот как?..
Теэтет. Как?
Сократ. Давай назовем мнение, оказывающееся ложным, иномнением,- когда
кто-нибудь,
принимая одну вещь за другую и смешивая их в разуме, утверждает, что она
существует.
Таким образом, он всегда мнит существующее, однако одно вместо другого, и,
поскольку
относительно рассматриваемого он все-таки ошибается, справедливо можно сказать,
что у
него ложное мнение.
Теэтет. По-моему, ты сказал совершенно правильно. Ведь если кто-то вместо
прекрасного
мнит безобразное или, наоборот, вместо безобразного - прекрасное, тот имеет
поистине
ложное мнение.
Сократ. Мне теперь ясно, Теэтет, что передо мной у тебя нет ни почтения, ни
страха.
Теэтет. Но почему же?!
Сократ. Я думаю, ты считаешь меня неспособным придраться к этому твоему
"поистине
ложному" и спросить: можно ли быть медленно быстрым или тяжело а легким или
чем-
либо иным, противоположным самому себе, не в соответствии с собственной
природой, а
в соответствии с противоположной? Я прощаю тебе эту дерзость, чтобы ты не
напрасно
дерзал. Так тебе нравится утверждать, что ложное мнение есть заблуждение?
Теэтет. Мне - да.
Сократ. Значит, по твоему мнению, можно мыслить что-то одно как нечто другое, а
не как
это самое?
Теэтет. Конечно, можно.
Сократ. Стало быть, когда чей-то разум это делает, он неизбежно мыслит либо обе
эти
вещи вместе, либо с каждую из двух?
{42}
Теэтет. Неизбежно. Либо вместе, либо по очереди.
Сократ. Прекрасно. Но то ли ты называешь "мыслить", что и я?
Теэтет. А что называешь так ты?
Сократ. Я называю так рассуждение, которое душа ведет сама с собою о том, что
она
наблюдает. Объясняю тебе это как человек, который сам ничего не знает. Я
воображаю,
что, мысля, она делает не что иное, как рассуждает, сама себя спрашивая и
отвечая,
утверждая и отрицая. Когда же она, медленнее или живее уловив что-то,
|
|