|
Теэтет. Разумеется.
Сократ. Не правда ли, людям и животным от при-с роды присуще с самого рождения
получать впечатления, которые через тело передаются душе, а вот размышления о
сущности и пользе всего этого появляются с трудом, долгое время спустя, после
многих
старании и учения, если вообще это приходит?
Теэтет. Совершенно верно.
Сократ. А можно ли постигнуть истину того, сущности чего ты не постиг?
Теэтет. Нельзя.
Сократ. А будет ли кто-то знатоком того, истины чего он не постиг?
Теэтет. Как это возможно, Сократ?
Сократ. Значит, не во впечатлениях заключается знание, а в умозаключениях о них,
ибо,
видимо, именно здесь можно схватить сущность и истину, там же - нет.
Теэтет. Очевидно.
{38}
Сократ. Скажешь ли ты про столь различные вещи, что это - одно и то же?
Теэтет. Это было бы несправедливо.
Сократ. Каким же [общим] именем ты все это назовешь - слух, зрение, обоняние,
охлаждение, согревание?
Теэтет. Я бы сказал - ощущением. Как же иначе? <•
Сократ. Стало быть, все это ты будешь называть ощущением?
Теэтет. Это необходимо.
Сократ. А этим ощущением, как мы говорили, истину схватить нельзя, равно как и
сущность?
Теэтет. Стало быть, нельзя.
Сократ. Выходит, и знание нельзя?
Теэтет. Выходит, что так.
Сократ. Значит, Теэтет, знание и ощущение никогда не будут тождественны.
Теэтет. Видимо, нет, Сократ. И теперь мне стало совершенно ясно, что знание
есть нечто
иное, нежели ощущение.
Сократ. Однако не для того мы начинали рассуждать, чтобы найти, что не есть
знание, а
чтобы найти, что оно есть. Тем не менее мы настолько продвинулись вперед, чтобы
искать
его вовсе не в ощущении, а в том имени, которое душа носит тогда, когда сама по
себе
занимается рассмотрением существующего.
Теэтет. Но я думаю, Сократ, что это называется "составлять себе мнение".
Сократ. Ты правильно думаешь, милый, и теперь, зачеркнув все прежнее, посмотри
с
самого начала, не увидишь ли ты чего-либо большего, после того как сделал такие
успехи.
И скажи еще раз, что же такое есть знание?
Теэтет. Сказать, что это всякое мнение, Сократ, нельзя, поскольку бывает и
ложное
мнение. Пожалуй, знание - это истинное мнение: таков пусть и будет мой ответ.
Если же в
ходе рассуждения это не станет очевидным, как сегодня уже бывало, то мы
попытаемся
истолковать это как-то иначе.
Сократ. Только смелее следует рассуждать, Теэтет, и не отвечать так робко, как
раньше.
Если мы будем так поступать, то одно из двух: либо мы найдем то, что ищем, с
|
|