|
Сократ. Пусть же не об имени идет речь, но рассматривается вещь, названная этим
именем.
Феодор. Да, пусть.
Сократ. Но, называя что-то полезным, каждый город, вероятно, к этому и
направляет свои
установления, и все законы, насколько хватает разумения и сил, он делает как
можно более
для себя полезными. Или, издавая законы, он имеет в виду что-то другое?
Феодор. Ни в коем случае.
Сократ. И всякий раз это удается или во многом каждый город и ошибается?
Феодор. Я думаю, что и ошибается.
Сократ. Тем более можно будет с этим согласиться, если кто-то поставит вопрос
обо всем
виде, к которому относится полезное, - а к нему относится и полезное на будущее
время.
Ведь мы устанавливаем законы, с тем чтобы они были полезными в последующие
времена, что с полным правом можно назвать "будущее".
Феодор. Конечно.
Сократ. Далее, давай зададим такой вопрос Протагору или кому-нибудь другому из
тех,
кто заодно с ним: "Ты говоришь, Протагор, что человек - мера всего, и белого, и
тяжелого,
и легкого, и всего подобного, поскольку, имея в самом себе мерило этих вещей и
полагая
их такими, как он их воспринимает, он полагает также, что они для пего поистине
существуют". Но так ли?
Феодор. Так.
{31}
Сократ. "Значит, - скажем мы, - Протагор, он имеет мерило в себе и для будущих
вощен, и,
какие бы с предположения он на их счет ни сделал, таковыми вещи и станут для
предположившего? Возьмем, например, теплое: если какой-то невежда предположит,
что у
него будет горячка и будет жар, а другой человек, врач, предположит противное,
то
согласно какому из мнений свершится будущее? Согласно обоим? И для врача не
будет ни
жара, ни горячки, а для него самого и то и другое?"
Феодор. Это было бы смешно.
Сократ. Я все-таки думаю, что в отношении будущей сладости или терпкости вина
верх
возьмет мнению земледельца, а не кифариста.
Феодор. Еще бы!
Сократ. И наоборот, о будущей дисгармонии или гармонии не может лучше музыканта
судить учитель гимнастики, если покажется ему, учителю, в будущем что-нибудь
гармоничным.
Феодор. Никоим образом.
Сократ. Значит, и когда готовится пир, тот, кто собирается есть, не будучи
знатоком
поварского искусства, не составит себе более верного мнения о предстоящем
удовольствии, чем повар? ибо мы спорим не о том, что в настоящем или прошедшем
есть
или было о кому-то приятным, но о том, чему только предстоит таковым казаться и
быть:
так вот в этом случае сам ли себе каждый наилучший судья, или ты, Протагор,
лучше,
нежели кто-нибудь из простых людей, предскажешь, что для каждого из нас будет
убедительно в суде?
Феодор. Еще бы, Сократ. Уж здесь-то он обещает сильно отличиться от всех.
Сократ. Клянусь Зевсом, мой милый, никто не искал бы его бесед за большие
деньги, если
бы он не внушал всем к нему приходящим, что ни один гадатель и никто другой не
|
|