|
кто-
то не знать того, что он постиг и помнит, а в ответ привели при мер человека,
который
что то видел и с закрытыми глазами помнит это, хотя уже и не видит. Тем самым
мы
показали, что помнящий в то же время не ведает [того, что помнит], а это
невозможно.
Таким образом погибает Протагоров, а также и твой миф о знании, что оно и
ощущение -
одно и то же.
Теэтет. Очевидно.
Сократ. А вот и нет, я думаю. По крайней мере, мой друг, если бы жив был отец
первого
из этих мифов, он бы всячески его защищал. Мы же совсем затолкали бедного
сироту. И
даже опекуны, оставленные Протагором, не желают вступиться, хотя один из них -
Феодор
- вот здесь рядом. Боюсь, что справедливости ради нам самим придется защищать
его.
Феодор. Помилуй, Сократ: это не я, а скорее Каллий, сын Гиппоника, его опекун.
Я же,
пожалуй, и из тех, кто отошел от отвлеченных рассуждений и склонился к
геометрии. И
все же я буду тебе благодарен, если ты вступишься за него.
Сократ. Хорошо, Феодор. Но ты хотя бы следи за моим заступничеством. Ведь можно
было бы договориться до вещей, еще более ужасных, чем [рассмотренные] недавно,
если
не обращать внимания на значение слов, как мы по большей части привыкли делать,
соглашаясь или возражая. К тебе я буду держать речь или к Теэтету?
Федор. К нам обоим. А уж отвечать пусть будет младший. Ему не так стыдно
ошибиться.
Сократ. Итак, я буду разбирать самый сложный вопрос, примерно следующего рода:
может ли один и тот же человек, зная что-то, не знать того, что он знает?
Феодор. Так как же мы ответим, Теэтет?
Теэтет. Я, по крайней мере, думаю, что это невозможно.
Сократ. Вовсе нет, если ты будешь считать, что видеть - это и есть знать.
Например, что
ты скажешь, если какой-нибудь смельчак припрет тебя к стенке хитрым вопросом и,
закрыв тебе рукой один глаз, пожелает с узнать, видишь ли ты свой плащ закрытым
глазом?
Теэтет. Скажу, думаю я, что не вижу этим, но тем, другим, вижу.
Сократ. Стало быть, ты одновременно и видишь и не видишь то же самое?
{22}
Теэтет. В каком-то смысле да, Сократ. Я не о том, скажет он, говорю и не
спрашиваю, в
каком смысле. Я спрашиваю: можешь ли ты не знать того, что знаешь? Теперь же
выясняется, что ты, видя, не видишь. А ты согласился, что видеть есть знать, а
не видеть -
не знать. Из всего этого сам заключи, что у тебя получается.
Теэтет. Получается, что вывод противоположен тому, что я предполагал.
Сократ. Пожалуй, еще в большем затруднении ты окажешься, дорогой мой, если тебя
спросят, можно ли одно и то же знать отчетливо и расплывчато, вблизи - знать, а
издали -
нет, знать основательно и слегка? И тысячу других вопросов какой-нибудь наемный
пелтаст, искушенный в речах, метнет в тебя из засады, как только ты станешь
утверждать,
что знание и ощущение - одно и то же. Вторгаясь то в область слуха, то обоняния,
то в
область других ощущений, он о изобличит тебя, загонит в тупик и не отпустит,
пока ты не
оценишь его завидной мудрости, будучи связан по рукам и ногам, и, угодив в его
сети, не
откупишься от него деньгами по цене, на какой вы сойдетесь. Но ты, пожалуй,
скажешь: а
все же, какую речь произнесет Протагор в защиту своих [положений]? Не
попытаться ли
мне ее воспроизвести?
|
|