|
друг для друга, коль скоро какая-то необходимость связывает наше существование,
но не
связывает его ни с кем-то другим, ни с нами самими. Поэтому-то нам и остается
быть
связанными друг с другом, так что если кто скажет "нечто есть", то он должен
добавить,
для чего "есть", от чего "есть" и в отношении к чему "есть", и то же самое,
если он говорит
"становится". Само же по себе с что-то существующее или становящееся ни сам он
не
должен называть, ни другому позволять это делать - так требует рассуждение,
которое мы
разобрали.
Теэтет. Безусловно, Сократ.
Сократ. Стало быть, если действующее на меня существует для меня, а не для
кого-то
другого, то и ощущаю его только я, а другой - нет?
Теэтет. А как же иначе?
Сократ. Следовательно, мое ощущение истинно для меня, поскольку всегда
принадлежит
моей сущности, и, согласно Протагору, я судья всем существующим для меня вещам,
что
они существуют, и несуществующим, что они не существуют.
Теэтет. По-видимому.
Сократ. Так если суд мой непогрешим и я не ошибаюсь в своих мыслях о
существующем и
становящемся, как же могу я не знать того, что ощущаю?
Теэтет. Никак не можешь.
Сократ. Стало быть, ты превосходно сказал, что знание есть не что иное, как
ощущение, и
это совпадает с утверждениями тех, кто вслед за Гомером, Гераклитом и всем этим
племенем полагает, будто все течет, словно река, или вслед за Протагором,
мудрейшим из
мудрецов, считает мерой всех вещей человека, или вслед за Теэтетом, что
ощущение
данных, в данном состоянии пребывающих людей и становится знанием Ну как,
Теэтет, не
сказать ли нам, что это и есть тобой порожденное, а мною принятое детище? Как
ты
считаешь?
Теэтет. Приходится сказать, Сократ.
Сократ. Каково бы оно ни оказалось, но произвели мы его, как видишь, не без
труда. А
после родов его полагается обнести вокруг очага и толком рассмотреть, не
обманывает ли
нас недостойное воспитания пустое и ложное порождение. Но может быть, ты
думаешь,
что в любом случае его нужно воспитывать, а не выбрасывать? Или ты все-таки
сумеешь
сдержаться, глядя, как его изобличат, и не будешь слишком негодовать, если
отберут у тебя
этого первенца?
{18}
Феодор. Теэтет сумеет сдержаться, Сократ. Не такой уж он упрямец. Но скажи,
ради богов,
разве опять что-нибудь не так?
Сократ. Экий же ты любитель потолковать, если и меня по доброте своей почитаешь
каким-то мешком, из которого я без труда могу извлечь любое рассуждение и
заявить, что
все это не так. Ты не вникаешь в то, что происходит, а ведь ни одно рассуждение
не
исходит от меня, но все они - от моих собеседников. Я же ничего не знаю, кроме
самой
малости: какое рассуждение у какого мудреца нужно взять и как следует
рассмотреть. Вот и
теперь я все выпытываю у него, а самому мне сказать нечего.
Феодор. Тебе лучше знать, Сократ. Поступай как хочешь.
|
|