|
Сократ. Ты прекрасно меня понял: именно это я хочу сказать.
Теэтет. Конечно, неподобен.
Сократ. Стало быть, это иной Сократ, раз он неподобен тому?
Теэтет. Непременно.
Сократ. То же ты можешь сказать и о спящем и обо всем прочем, что мы сегодня
разобрали?
Теэтет. Именно так.
Сократ. Значит, все, что по своей природе может что-то производить, сталкиваясь
со
здоровым Сократом, будет взаимодействовать с одним человеком, а когда я болен,
то как
бы с другим?
Теэтет. А разве нет?
Сократ. И в обоих случаях я, страдающий, и то, действующее, произведем разные
следствия?
Теэтет. Например?
Сократ. Когда я здоров и пью вино, оно мне кажется приятным и сладким.
Теэтет. Так.
Сократ. Ведь, как мы уже договорились, действующее и страдающее произвели
сладость и
ощущение, одновременно несущиеся в разные стороны: ощущение, предназначенное
для
страдающего, делает язык ощущающим, а сладость, направляясь к вину, заставляет
его и
быть сладким и казаться.
Теэтет. Разумеется, ведь об этом мы уже договорились.
Сократ. Когда же я болен, то, по правде говоря, вино, во-первых, застает уже не
того же
самого человека, потому что оно приближается к неподобному.
Теэтет. Да.
Сократ. Стало быть, выпитое вино и такой Сократ вместе произведут уже иное: для
языка
- ощущение горечи, а для вина - возникающую и несущуюся горечь, и вино станет
уже не
горечью, но горьким, а я - не ощущением, но ощущающим?
Теэтет. Совершенно верно.
Сократ. И, ощущая таким образом, я уже не стану ничем иным : ибо от других
вещей -
другое ощущение, делающее отличным и другим самого ощущающего, ибо равно как и
действующее на меня, сойдясь с другим и произведя другое, никогда не сможет
остаться
таким же, поскольку, производя от другого другое, оно станет другим.
{17}
Теэтет. Это так.
Сократ. И я не остаюсь таким же, как был, и вино не будет таким, как было.
Теэтет. В том-то и дело.
Сократ. Ведь когда я становлюсь ощущающим, я непременно должен что-то ощущать,
ибо,
ничего не ощущая, ощущающим стать невозможно. Так же и что то становится
сладким
или горьких или еще каким-то для кого-то, поскольку сладкое не может стать
сладким ни
для кого.
Теэтет. Разумеется.
Сократ. И нам остается, если мы существуем или становимся, существовать и
становиться
|
|