|
— Значит, вообще, по-твоему, его заботы обращены не на тело, но почти целиком —
насколько возможно отвлечься от собственного тела — на душу?
{7}
— По-моему, так.
— Стало быть, именно в том прежде всего обнаруживает себя философ, что
освобождает
душу от общения с телом в несравненно большей мере, чем любой другой из людей?
— Да, пожалуй.
— И наверное, Симмий, по мнению большинства людей, тому, кто не находит в
удовольствиях ничего приятного и не получает своей доли, и жить-то не стоит?
Ведь он
уже на полдороге к смерти, раз нисколько не думает о телесных радостях!
— Да, ты совершенно прав.
— А теперь взглянем, как приобретается способность мышления. Препятствует ли
этому
тело или нет, если взять его в соучастники философских разысканий? Я имею в
виду вот
что. Могут ли люди сколько-нибудь доверять своему слуху и зрению? Ведь даже
поэты без
конца твердят, что мы ничего не слышим и не видим точно. Но если эти два
телесных
чувства ни точностью, ни ясностью не отличаются, тем менее надежны остальные,
ибо
все они, по-моему, слабее и ниже этих двух. Или ты иного мнения?
— Нет, что ты!
— Когда же в таком случае, — продолжал Сократ, — душа приходит в
соприкосновение с
истиной? Ведь, принимаясь исследовать что бы то ни было совместно с телом, она
— как
это ясно — всякий раз обманывается по вине тела.
— Ты прав.
Так не в размышлении ли — и только в нем одном — раскрывается перед нею что-то
от
[подлинного] бытия?
— Верно.
— И лучше всего мыслит она, конечно, когда ее не тревожит ничто из того, о чем
мы
только что говорили, — ни слух, ни зрение, ни боль, ни удовольствие, когда,
распростившись с телом, она останется одна или почти одна и устремится к
[подлинному]
бытию, прекратив и пресекши, насколько это возможно, общение с телом.
— Так оно и есть.
— Значит, и тут душа философа решительно презирает тело и бежит от него,
стараясь
остаться наедине с собою?
— Очевидно, так.
— Теперь такой вопрос, Симмий. Признаём мы, что существует справедливое само по
себе, или не признаем?
— Ну разумеется, признаём, клянусь Зевсом.
— А прекрасное и доброе?
— Как же не признать?
— А тебе случалось хоть раз видеть что-нибудь подобное воочию?
— Конечно, нет, — сказал Симмий.
{8}
— Значит, ты постиг это с помощью какого-то иного телесного чувства? Я говорю
сейчас
о вещах того же рода — о величине, здоровье, силе и так далее — одним словом, о
том,
что каждая из этих вещей представляет собою по своей сущности. Так как же,
|
|