|
встречаться,
и, насколько я знаю этого человека, ни за что он не послушается твоего совета
по доброй
воле.
{4}
— Почему же? Разве Евен не философ?
— По-моему, философ, — отвечал Симмий.
— Тогда он согласится со мною — и он, и всякий другой, кто относится к
философии так,
как она того требует и заслуживает. Правда, руки на себя он, вероятно, не
наложит: это
считается недозволенным.
С этими словами Сократ спустил ноги на пол и так сидел уже до конца беседы.
Кебет спросил его:
— Как это ты говоришь, Сократ: налагать на себя руки не дозволено, и все-таки
философ
соглашается отправиться следом за умирающим?
— Ну и что же, Кебет? Неужели вы — ты и Симмий — не слышали обо всем этом от
Филолая?
— Нет. По крайней мере, ничего ясного, Сократ.
— Правда, я и сам говорю с чужих слов, однако же охотно повторю то, что мне
случалось
слышать. Да, пожалуй, оно и всего уместнее для человека, которому . предстоит
переселиться в иные края, — размышлять о своем переселении и пересказывать
предания
о том, что ждет его в конце путешествия. В самом деле, как еще скоротать время
до заката?
— Так почему же все-таки, Сократ, считается, что убить самого себя
непозволительно?
Сказать по правде, я уже слышал и от Филолая, когда он жил у нас, — я
возвращаюсь к
твоему вопросу, — и от других, что этого делать нельзя. Но ничего ясного я
никогда ни от
кого не слыхал.
— Не надо падать духом, — сказал Сократ, — возможно, ты еще услышишь. Но
пожалуй,
ты будешь изумлен, что среди всего прочего лишь это одно так просто и не терпит
никаких
исключений, как бывает во всех остальных случаях. Бесспорно, есть люди, которым
лучше
умереть, чем жить, и, размышляя о них — о тех, кому лучше умереть, — ты будешь
озадачен, почему считается нечестивым, если такие люди сами окажут себе
благодеяние,
почему они обязаны ждать, пока их облагодетельствует кто-то другой.
Кебет слегка улыбнулся и отвечал:
— Зевс свидетель — верно!
Эти слова он произнес на своем наречии.
— Конечно, это может показаться бессмысленным, — продолжал Сократ, — но, на мой
взгляд, свой смысл здесь есть. Сокровенное учение гласит, что мы, люди,
находимся как
бы под стражей и не следует ни избавляться от нее своими силами, ни бежать, —
величественное, на мой взгляд, учение и очень глубокое. И вот что еще, Кебет,
хорошо
сказано, по-моему: о нас пекутся и заботятся боги, и потому мы, люди, — часть
божественного достояния. Согласен ты с этим или нет?
— Согласен, — отвечал Кебет.
Но если бы кто-нибудь из тебе принадлежащих убил себя, не справившись
предварительно, угодна ли тебе его смерть, ты бы, верно, разгневался и наказал
бы его,
будь это в твоей власти?
— Непременно! — воскликнул Кебет.
{5}
— А тогда, пожалуй, совсем не бессмысленно, чтобы человек не лишал себя жизни,
|
|