|
-- Как это ты говоришь: "повредят мне"? Разве может повредить кто-нибудь твоей
душе? Так чем же ты смущаешься? Я смеюсь про себя над теми, которые думают, что
они могут повредить мне: они не знают ни кто я, ни того, в чем я полагаю добро
и зло; они не знают, что они не могут даже прикоснуться до того что есть
воистину мое и чем одним я живу.
VI. О ТОМ, ЧТО МЫ МОЖЕМ И ЧЕГО НЕ МОЖЕМ ДЕЛАТЬ
Когда мы обучаемся грамоте, то мы учимся, как читать и писать. Но грамота не
научит нас, нужно ли писать нашему другу письмо или не нужно. Точно так же и
музыка учит нас петь или играть на балалайке, но она не научит нас, когда можно
петь и своевременно ли играть на балалайке.
-- Какая же наша способность указывает нам, что следует делать и чего не
следует?
-- Способность эта называется разумом. Один только разум указывает нам, что
следует делать и чего не следует. Разумом человек судит обо всем. Человек
понимает разумом, какое дело чего стоит, следует ли им заняться, когда следует
и как следует.
Наделив нас разумом. Бог дал нам в распоряжение то, что нам нужнее всего и с
чем мы можем справиться. Он не дал нам в распоряжение того, с чем мы справиться
не в состоянии. И благодарение Богу, что Он так сделал!
В самом деле, мы живем на земле связанные с нашим немощным, слабым телом и
окруженные такими же несовершенными людьми, как и мы сами. Разве при этом мы
сумели бы справиться со всем тем, чего Бог нам не предоставил?
Создав меня таким, каков я есть. Бог как бы сказал мне так:
"Эпиктет! Я мог бы даровать гораздо больше твоему ничтожному телу и твоей
маленькой судьбе. Но не упрекай Меня в том, что Я этого не сделал. Не забывай,
что тело твое -- не твое. Оно -- не что иное, как горсточка земли, искусно
выделанная.
Я хотел даровать тебе полной свободы делать все, что тебе вздумается, но Я
вселил в тебя божественную частицу Себя Самого. Я даровал тебе способность
стремиться к добру и избегать зла; Я вселил в тебя свободное разумение. Если ты
будешь прикладывать свой разум ко всему тому, что случается с тобою, то ничто в
мире не будет служить тебе препятствием или стеснением на том пути, который Я
тебе назначил; ты никогда не будешь плакаться ни на свою судьбу, ни на людей;
не станешь осуждать их или подделываться к ним. Не считай, что этого мало для
тебя. Неужели мало для тебя того, что ты можешь прожить всю свою жизнь разумно,
спокойно и радостно? Так довольствуйся же этим!"
А между тем вместо того чтобы разумом освещать и направлять свою жизнь, мы
наваливаем на себя множество посторонних забот. Один заботится о здоровье
своего тела и дрожит при одной только мысли заболеть; другой мучает себя
заботами о своем богатстве; третий волнуется об участи своих детей, о делах
своего брата, об усердии своего раба. Мы добровольно взваливаем на себя все эти
ненужные нам заботы, и они ложатся тяжелым камнем на нашу шею.
Ведь это совершенно все равно, как если бы человек захотел на парусном корабле
переплыть через море. Он усаживается на берегу моря и ожидает попутного ветра.
Проходит день за днем, а ветер дует все не тот, который ему нужен.
-- Господи!..-- восклицает он в отчаянии.-- Когда же наконец подует попутный
для меня ветер?
-- Когда ему заблагорассудится, милый друг, потому что Бог не тебя назначил
распорядителем погоды.
-- Что же мне делать в таком случае?
-- Подчиниться тому, что не от тебя зависит, и улучшать в себе то, что зависит
только от тебя. Разумно только об этом заботиться, а.все остальное принимай так,
как оно происходит. Ведь все остальное происходит не так, как ты хочешь, а как
то Богу у годно.
-- О чем же я должен думать, чтобы жить так, как ты говоришь?
-- Не о чем ином, как только о том, что зависит от тебя и что от тебя не
зависит, что ты можешь исполнить и чего не можешь. Например, тебе необходимо
умереть, но необходимо ли тебе об этом плакать? Тебя насильно тащат в тюрьму;
ты не можешь этого избежать, но ты можешь не сокрушаться об этом. Тебя ссышают
в изгнание; никто не может тебе помешать уехать в спокойном духе и с легким
сердцем.
-- Расскажи мне о всех тайнах твоего друга,-- скажет мне мой враг.
-- Нет, я тебе не скажу этого,-- отвечу я,-- так как в моей власти сохранить
тайну моего друга.
-- Но я тебя закую в кандалы и отправлю на каторгу, если ты не откроешь мне его
тайны!
-- Что это ты говоришь? Не меня ты закуешь в кандалы; ты закуешь мои ноги, мои
руки, а меня, мою душу, мою волю, мой разум ты не можешь заковать, потому что
никто, кроме меня, не в силах распорядиться ими.
-- Я тебе голову отсеку!
-- Да разве я когда-нибудь говорил тебе, что мою голову труднее отсечь, чем
голову всякого другого человека? Вот в каких мыслях тебе следует ежедневно
упражняться! Кто разобрал и понял, что именно он может сделать и чего не может,
тому не помешают никогда никакие препятствия и слу чайности, потому что он
будет желать только того, что достижимо, и избегать того, чего достигнуть не
может.
-- Вы меня приговорили к смерти! -- скажет такой человек,-- Если вы хотите
отрубить мне голову сейчас же, так пойдемте я готов. Если же вы казните меня
часа через два-три, так я пока пообедаю, потому что я проголодался; а потом, в
|
|