|
свое время, я и умру.
-- И ты спокойно пойдешь на казнь? -- спросят его.
-- Совершенно спокойно! -- ответит он.-- Как подобает человеку, отдающему то,
что ему не принадлежит.
КНИЖКА ТРЕТЬЯ.
I. ДОЛЖНО НЕУСТАННО НАБЛЮДАТЬ ЗА СОБОЮ
Если ты перестанешь наблюдать за собою хотя бы на одну только минуту, то помни,
что этой минуты ты никогда не воротишь. Сначала мы легко привыкаем не следить
за собою, а потом все откладываем исправление этой своей ошибки, и этим самым
мы со дня на день отдаляем от себя возможность жить добродетельно и счастливо.
Если мы думаем, что полезно откладывать исправление себя, то, значит, лучше
всего и вовсе от этого отказаться. Если же исправление себя полезно, то незачем
и откладывать его ни на один день.
-- Но сегодня мне хочется поиграть и попеть.
-- Ну что же! Это нисколько не мешает тебе в то же время и наблюдать за собою.
Ничто не может испортиться от внимания или сделаться лучше от невнимания. Без
внимания ни плотник не исполнит успешно своей работы, ни кормчий не справится с
кораблем. Если ты раз сделаешь что-нибудь без внимания, то потом тебе труднее
станет управлять собою и ты легко поддашься всяким соблазнам.
-- На что же должен я, наблюдая за собою, обращать особенное внимание?
-- Прежде всего ты должен постоянно помнить главные Божеские истины. Держи их
всегда в уме своем, и утром, вставая, вечером, ложась спать, и днем, садясь за
еду и общаясь с людьми. Помни, что никто не может быть господином над разумом и
волею твоими и что в разуме и воле человека находится добро и зло для него.
Значит, нет человека, который мог бы мне сделать добро или зло,-- это могу
сделать только я сам, и потому мне нечего бояться ни притеснителя, ни болезни,
ни бедности, ни каких-либо помех.
-- Ты не нравишься,-- говорят мне, -- вот этому высокопоставленному человеку?
-- А мне что за дело до этого? -- отвечаю я.-- Разум и воля мои не в его
распоряжении.
-- Но ведь он может наделать тебе много зла!
-- Он может причинить зло только тем, кто считает его сильнее себя, и только
для них он страшен. У меня же есть свой хозяин, которому одному я повинуюсь.
Бог -- хозяин мой, и мне нет дела до других хозяев, потому что Сам Бог
приставил ко мне в начальники меня самого и сделал так, что я могу разуметь Его
волю и хочу следовать Его законам.
Руководствуясь данными мне Богом разумом и совестью, я должен постоянно
наблюдать за собою и стараться поступать, как следует во всех случаях своей
жизни. Я должен знать, когда подобает мне работать, когда можно отдохнуть,
когда радоваться мне или печалиться. Я должен чувствовать, что кстати и что
некстати; что своевременно, что нет; когда и над чем позволительно пошутить и
посмеяться и в каких случаях это было бы неуместно. Для того чтобы исполнить
все это, необходимо постоянно зорко наблюдать за собою и никогда ничего не
делать зря, спустя рукава.
-- Да разве можно быть непогрешимым человеком?
-- Конечно, нельзя. Но можно стараться быть непогрешимым. Это вполне доступно
человеку. И велика бывает его радость, когда, благодаря неослабному наблюдению
над собою, он избегает какого-нибудь дурного дела или уберегается от ошибки, в
которую чуть было не впал.
Итак, безумно говорить, что я буду завтра внимателен к себе. Это все равно что
сказать: сегодня я хочу быть негодным мерзавцем. Если наблюдать за собою
полезно завтра, то оно столько же и еще более нужно и полезно сегодня. И потому
наблюдай за собою как можно внимательнее сегодня для того, чтобы завтра не
оплошать.
II. НЕ СУДИ ДРУГИХ И НЕ БУДЬ САМОУВЕРЕН
По тем мыслям, которые человек высказывает, нельзя судить о том, как он
поступил бы с нами на деле. Также и наоборот: по делам человека очень трудно
судить о том, ради чего он так поступает, какие у него в голове мысли, а в душе
побуждения?
Если я вижу, что человек без устали хлопочет, читает, пишет, или работает с
утра до ночи, или даже просиживает за своей работою целые ночи напролет, то я
еще не скажу, что человек этот любит трудиться или трудится ради пользы людей,
если я не знаю, зачем он все это делает. Ведь никто не скажет про человека
который по целым ночам кутит с распутными женщинами, что он полезен или что он
любит трудиться. И не только скверные, но как будто и прекрасные дела часто
делаются ради скверных целей, например из-за денег или ради славы; и нельзя
сказать про человека, поступающего так, что он трудолюбив и полезен, как бы
неутомимо он ни работал и какие бы громкие дела ни совершал. Я скажу про
человека, что он любит труд и полезен людям только тогда, когда узнаю, что он
трудится для дущи своей -- для Бога и людей.
Но чужая душа -- потемки, как же я узнаю внутренние побуждения человека,
известные только ему самому?
И выходит, что человек не может судить человека, то есть осуждать или
оправдывать его, ни хвалить, ни порицать.
Разве можно сказать, что человек плотник или музыкант, если видишь у него в
руках топор или гусли? Точно так же нельзя назвать человека мудрым, если он
|
|