|
составе событий, следует всегда искать или необходимости, или вероятности,
чтобы такой-то говорил или делал то-то по необходимости или по вероятности,
и чтобы одно событие происходило после другого по необходимости или по
вероятности.
Итак, ясно, что и развязки фабул должны вытекать из самих фабул, а не
разрешаться машиной, как в "Медее" или в сцене отплытия в "Илиаде". Машиной
должно пользоваться для изображения событий, происходящих вне драмы, или
того, что произошло раньше и чего человеку нельзя знать, или того, что
произойдет позже и требует предсказания; или божественного возвещения, так
как мы предполагаем, что боги все видят.
В событиях не должно быть ничего нелогичного, в противном случае оно должно
быть вне трагедии, как, например, в "Эдипе" Софокла.
Так как трагедия есть изображение людей лучших, чем мы, то следует подражать
хорошим портретистам. Они, передавая типичные черты, сохраняют сходство,
хотя изображают людей красивее. Так и поэт, изображая раздражительных,
легкомысленных и имеющих другие подобного рода недостатки характера, должен
представлять таких людей облагороженными, как, например, представил
жестокосердного Ахилла Агафон и Гомер.
Вот что следует иметь в виду, а также наблюдения над впечатлениями,
неизбежно вызываемыми поэтическим произведением. Ведь и тут можно часто
ошибаться. Относительно этого достаточно сказано в изданных мною сочинениях.
XVI
Виды узнавания. Примеры узнавания из греческой трагедии.
О том, что такое узнавание, сказано раньше. А что касается видов узнавания,
то первый и самый безыскусственный, которым чаще всего пользуются за
недостатком другого выхода, - узнавание по приметам. Из примет одни бывают
врожденные, например, "копье, какое носят (на своем теле) Земнородные", или
звезды в "Фиесте" Каркина; другие - приобретенные впоследствии, притом или
на теле, например, рубцы, или посторонние предметы, например, ожерелье или
лодочка, посредством которой происходит узнавание в "Тиро". Этими приметами
можно пользоваться и лучше и хуже. Так, Одиссея по его рубцу иначе узнала
кормилица, иначе свинопасы. Узнавания, требующие доказательств, менее
художественны, как и все такого рода, а возникающие из перипетии, как,
например, в сцене омовения ("Одиссея") лучше.
Второе место занимают узнавания, придуманные поэтом [вследствие этого
нехудожественные]. Так, Орест в "Ифигении" дал возможность узнать, что он
Орест. Ифигения открыла себя письмом, а Орест говорит то, чего хочет сам
поэт, но не дает миф. Поэтому такое узнавание очень приближается к указанной
мною ошибке ведь Орест мог и принести с собой некоторые доказательства.
Таков же голос ткацкого челнока в Софокловом "Терее".
Третье узнавание - путем воспоминания, когда возникает какое-нибудь чувство
при виде какого-нибудь предмета. Так, в "Киприях" Дикэогена герой, увидев
картину, заплакал, а в "Рассказе у Алкиноя" (Одиссей), слушая кифариста и
вспомнив (пережитое), залился слезами. По этому их обоих узнали.
Четвертое узнавание - при помощи умозаключения, например, в "Хоэфорах":
"пришел кто-то похожий (на меня), а никто не похож (на меня), кроме Ореста,
следовательно, это пришел он". Или сцена с Ифигенией у софиста Полиида:
Оресту естественно сделать вывод, что и ему приходится стать жертвой, так
как была принесена в жертву его сестра. А в "Тидее" Феодекта герой
заключает, что он и сам погибнет, потому что он пришел с целью отыскать
своего сына. То же и в "Финеидах": женщины, увидев местность, решили, что
тут им назначено судьбой умереть, так как их там и высадили.
Бывает и сложное узнавание, соединенное с обманом публики, например, в
"Одиссее-Лжевестнике" герой говорит, что он узнает лук, которого не видал; а
публика в ожидании, что он действительно узнает, делает ложное
умозаключение.
Но лучше всех узнавание, вытекающее из самих событий, когда зрители бывают
поражены правдоподобием, например, в Софокловом "Эдипе" и в "Ифигении".
Действительно правдоподобно, что Ифигения хочет вручить письмо.
|
|