|
Только такие узнавания обходятся без придуманных примет и ожерельев. Второе
место занимают узнавания, вытекающие из умозаключения.
XVII
Советы поэтам - как следует писать трагедии: необходимость ясно представлять
и переживать самому то, что поэт изображает. Развитие сюжета.
При составлении фабул и обработке их языка необходимо представлять события
как можно ближе перед своими глазами. При этом условии поэт, видя их
совершенно ясно и как бы присутствуя при их развитии, может найти подходящее
и лучше всего заметить противоречия. Доказательством этому служит то, в чем
упрекали Каркина. (У него) Амфиарай выходил из храма, что укрывалось от
взора зрителей. Публика была раздосадована этим, и на сцене Каркин потерпел
неудачу.
По возможности следует сопровождать работу и телодвижениями. Увлекательнее
всего те поэты, которые переживают чувства того же характера. Волнует тот,
кто сам волнуется, и вызывает гнев тот, кто действительно сердится.
Вследствие этого поэзия составляет удел или богато одаренного природой, или
склонного к помешательству человека. Первые способны перевоплощаться, вторые
- приходить в экстаз.
Как эти рассказы (т. е. сохраненные преданиями), так и вымышленные поэт,
создавая трагедию, должен представлять в общих чертах, а потом вводить
эпизоды и расширять. По моему мнению, общее можно представлять так, как,
например, в "Ифигении". Когда стали приносить в жертву какую-то девушку, она
исчезла незаметно для совершавших жертвоприношение и поселилась в другой
стране, в которой был обычай приносить в жертву богине чужестранцев. Эта
обязанность была возложена на нее. Спустя некоторое время случилось, что брат
этой жрицы приехал туда. А то обстоятельство, что ему повелел бог [и по
какой причине - это не относится к общему] отправиться туда и за чем, - это
вне фабулы. После приезда, когда его схватили и хотели принести в жертву, он
открылся, - так ли, как представил Еврипид, или как Полиид, - правдоподобно
сказав, что, как оказывается, суждено быть принесенными в жертву не только
его сестре, но и ему самому. И отсюда его спасение.
После этого следует, уже дав имена (действующим лицам), вводить
эпизодические части, но так, чтобы эпизоды были в тесной связи, например, в
эпизоде с Орестом - его сумасшествие, вследствие которого он был пойман, и
очищение, вследствие чего он спасся.
В драмах эпизоды кратки, в эпосе они растянуты. Так, содержание "Одиссеи"
можно рассказать в немногих словах. Один человек странствует много лет. Его
преследует Посейдон. Он одинок. Кроме того, его домашние дела находятся в
таком положении, что женихи (жены) расточают его имущество и составляют
заговор против его сына. После бурных скитаний он возвращается, открывается
некоторым лицам, нападает (на женихов), сам спасается, а врагов перебивает.
Вот собственно содержание поэмы, а остальное - эпизоды.
XVIII
Завязка и развязка. Определение этих понятий. Значение завязки и развязки
для характеристики трагедии. Сложных мифов следует избегать. Отношение хора
к другим частям трагедии.
Во всякой трагедии есть завязка и развязка. События, находящиеся вне драмы, и
некоторые из входящих в ее состав часто бывают завязкой, а остальное -
развязка. Завязкой я называю то, что находится от начала трагедии до той
части, которая является пределом, с которого начинается переход от несчастья
к счастью или от счастья к несчастью, а развязкой - то, что находится от
начала этого перехода до конца. Например, в "Линкее" Феодекта завязкой служат
происшедшие раньше события, похищение ребенка и (раскрытие виновных, а
развязка) от обвинения в убийстве до конца.
Видов трагедии четыре. Столько же указано нами и частей. Трагедия
запутанная, которая целиком состоит из перипетии и узнавания. Трагедия
патетическая, например, "Эанты" и "Иксионы". Трагедия нравов, например,
"Фтиотиды" и "Пелей". Четвертый вид - трагедия фантастическая, например,
"Форкиды", "Прометей" и все те, где действие происходит в преисподней.
|
|