Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель - Поэтика
<<-[Весь Текст]
Страница: из 20
 <<-
 
удовольствие, вытекающее из сострадания и страха, то ясно, что действие
трагедии должно быть проникнуто этими чувствами.

Возьмем  же,   какое  совпадение  действий  оказывается   страшным  и  какое
печальным.  Такие действия  происходят  непременно или  между друзьями,  или
между врагами, или между людьми, относящимися друг к другу безразлично. Если
враг вредит  врагу, то  ни действия, ни  намерения его не  вызывают никакого
сожаления, а только то  чувство, какое возбуждает страдание само по себе. Но
когда страдания  возникают среди близких людей,  например, если брат убивает
брата, или сын отца,  или мать сына, или сын свою мать, или хочет убить, или
делает  что-нибудь  подобное,  -   вот  чего  следует  искать  в  мифах.  Но
сохраненных преданием мифов нельзя изменять. Я имею в виду, например, смерть
Клитемнестры от  руки Ореста и смерть Эрифилы  от руки Алкмэона. Поэт должен
находить подходящее и искусно  пользоваться преданием. А что мы понимаем под
словом  "искусно", скажем  яснее.  Действие может  происходить так,  как его
представляли  древние,  изображая лиц,  которые  знают и  понимают, что  они
делают,  напр.,  Еврипид изобразил  Медею  убивающей своих  детей. Но  можно
совершить   по   неведению,  совершить   ужасное   преступление,  и   только
впоследствии узнать  свою близость  к жертве, как,  например, Софоклов Эдип.
Впрочем,  это  произошло  вне  драмы,  а  в самой  трагедии  так  действует,
например,   Алкмэон   Астидаманта   или   Телегон   в   "Раненом   Одиссее".

Есть  еще   третий  случай,  когда  намеревающийся   совершить  по  незнанию
какое-нибудь  неисправимое  зло  узнает  свою жертву  раньше,  чем  совершит
преступление. А  кроме этих  случаев представить дело иначе  нельзя, так как
неизбежно  или  сделать  что-нибудь,  или  не  сделать, зная  или  не  зная.



Из  этих случаев  самое худшее  сознательно собираться  сделать какое-нибудь
зло, но не сделать его. Это отвратительно, но не трагично, так как здесь нет
страдания.  Вот почему  таким образом  никто не представляет  событий, кроме
немногих  случаев, например,  в "Антигоне"  сцена Креонта с  Гемоном. Второй
случай - сделать какое-нибудь  зло. Но лучше сделать не зная и узнать после,
так как здесь нет ничего отвратительного, а признание производит потрясающее
впечатление.

Но лучше  всего последний случай. Я говорю о  таком случае, как, например, в
"Кресфонте". Меропа собирается убить  своего сына, но не убивает. Она узнала
его.  И в  "Ифигении"  сестра узнает  брата, а  в "Гелле"  - сын  свою мать,
которую хотел  выдать. Вот  почему, как сказано  раньше, трагедии изображают
судьбу немногих  родов. Изыскивая подходящие сюжеты,  трагики случайно, а не
благодаря  теории, открыли,  что  в мифах  следует собирать  такой материал.
Поэтому они вынуждены встречаться  в тех домах, с которыми происходили такие
несчастья.

Итак, о  составе событий и о том, каковы  именно должны быть фабулы, сказано
достаточно.





XV

Характеры героев трагедии. Необходимость их идеализации.

Относительно характеров следует иметь в виду четыре цели. Первое и важнейшее
- чтобы они были благородны. Действующее лицо будет иметь характер в том
случае, когда, как сказано, его речи или поступки обнаруживают какое-нибудь
решение, а благородный характер, - когда оно благородно. Последнее возможно
во всяком положении. Ведь и женщина бывает благородной, и раб, хотя, быть
может, первая из них ниже (мужчины), а раб - совершенно низкое существо.

Второе условие - соответствие  (характеров действующим лицам). Так, характер
Аталанты  мужественный,  но  женщине   не  подобает  быть  мужественной  или
страшной.

Третье условие  - правдоподобие. Это  особая задача, - не  то, чтобы создать
благородный  или   соответствующий  данному  лицу   характер,  как  сказано.

Четвертое  условие   -  последовательность.  Даже   если  изображаемое  лицо
совершенно непоследовательно и в  основе его поступков лежит такой характер,
то   все-таки    оно   должно   быть   непоследовательным   последовательно.

Примером низости характера, не  вызванной необходимостью, является Менелай в
"Оресте". Пример поступка, несоответственного и несогласного с характером, -
плач Одиссея  в "Скилле"  и речь Меланиппы...  Пример непоследовательности -
Ифигения в Авлиде, так как умоляющая она совершенно не похожа на ту, которая
выступает (в  той же  трагедии) позже. Ведь и  в характерах, так же  как и в
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 20
 <<-