Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель - Поэтика
<<-[Весь Текст]
Страница: из 20
 <<-
 




XIII

Действия, которые  могут вызывать сострадание и  страх. Примеры из греческой
трагедии.

К чему  должно стремиться  и чего должно  избегать, составляя фабулы,  и как
будет достигнута  цель трагедии,  следует сказать сейчас за  тем, что теперь
изложено.

Так как лучшая трагедия по своему составу должна быть не простой, а
запутанной и воспроизводящей страшные и вызывающие сострадания события, -
ведь это отличительная черта произведений такого вида, - то прежде всего
ясно, что не следует изображать на сцене переход от счастья к несчастью людей
хороших, так как это не страшно и не жалко, а возмутительно. И не следует
изображать переход от несчастья к счастью дурных людей, так как это
совершенно нетрагично: тут нет ничего необходимого, ни вызывающего чувство
общечеловеческого участия, ни сострадания, ни страха.  Не следует изображать
и переход от счастья к несчастью совершенных негодяев.  Такой состав событий,
пожалуй, вызвал бы чувство общечеловеческого участия, но не сострадание и не
страх.  Ведь сострадание возникает при виде того, кто страдает невинно, а
страх из-за того, кто находится в одинаковом с нами положении [сострадание
из-за невинного, а страх из-за находящегося в одинаковом положении]. Поэтому
такой случай не вызовет ни сострадания, ни страха.  Итак, остается тот, кто
стоит между ними. А таков тот, кто, не отличаясь ни доблестью, ни
справедливостью, подвергается несчастью не вследствие своей порочности и
низости, а вследствие какой-нибудь ошибки, между тем как раньше он
пользовался большой славой и счастьем, как, например, Эдип, Фиест и
знаменитые люди из подобных родов.  Поэтому требуется, чтобы хорошая фабула
была скорее простой, а не "двойной", как некоторые говорят, и представляла
переход не от несчастья к счастью, а наоборот, от счастья к несчастью, -
переход не вследствие преступности, а вследствие большой ошибки или такого
человека, как мы сказали, или скорее лучшего, чем худшего.  Доказательством
этому служит то, что происходит в жизни. Сначала поэты переходили от одной
случайной фабулы к другой, а теперь самые лучшие трагедии изображают судьбу
немногих родов, например, Алкмэона, Эдипа, Ореста, Мелеагра, Фиеста, Телефа и
других, кому пришлось или потерпеть, или совершить страшные преступления.

Таков  состав лучшей  трагедии  согласно требованиям  нашей теории.  Поэтому
допускают ту же ошибку  и те, кто упрекает Еврипида за то, что он делает это



в своих трагедиях и что многие его трагедии оканчиваются несчастьем. Но это,
как сказано,  правильно. И вот важнейшее  доказательство: на сцене, во время
состязаний,  такие  произведения  оказываются  самыми трагичными,  если  они
правильно разыграны.  И Еврипид, если даже в  других отношениях он не хорошо
распределяет  свой материал,  все-таки  является наиболее  трагичным поэтом.

Второй  вид трагедии,  называемый  некоторыми первым,  имеет двойной  состав
событий, так  же как "Одиссея", и  в конце ее судьба  хороших и дурных людей
противоположна. Этот вид считается первым по слабости публики, так как поэты
подчиняются  в  своих произведениях  вкусам  зрителей.  Однако так  вызывать
удовольствие чуждо трагедии, это  более свойственно комедии. Там герои, хотя
бы они были злейшими  врагами по мифу, как, например, Орест и Эгист, в конце
уходят со сцены друзьями, и никто никого не убивает.





XIV

Как  следует вызывать  сострадание  и страх.  Какие мифы  должен  брать поэт
сюжетом для своего произведения.

Чувство страха и сострадания может быть вызываемо театральной обстановкой,
может быть вызываемо и самим сочетанием событий, что гораздо выше и
достигается лучшими поэтами.  Фабула должна быть составлена так, чтобы
читающий о происходящих событиях, и не видя их, трепетал и чувствовал
сострадание от того, что совершается.  Это может пережить каждый, читая
рассказ об Эдипе. А достигать этого при помощи сценических эффектов - дело не
столько искусства, сколько хорега.  Тот, кто посредством внешней обстановки
изображает не страшное, а только чудесное, не имеет ничего общего с
трагедией, потому что от трагедии должно требовать не всякого удовольствия, а
свойственного ей. А так как поэт должен своим произведением вызывать
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 20
 <<-