|
X
Действие простое и запутанное.
Из фабул одни бывают простые, другие - запутанные, так как именно такими
бывают и действия, воспроизведением которых являются фабулы. Я называю
простым такое действие, в котором при сохранении непрерывности и единства,
как сказано выше, перемена совершается без перипетии и узнавания, а
запутанным - то, в котором перемена совершается с узнаванием или перипетией,
или с обоими вместе. Это должно вытекать из самого состава фабулы так, чтобы
перемена возникала из предшествующих событий по необходимости или по
вероятности. Ведь большая разница, происходит ли данное событие вследствие
чего-нибудь или после чего-нибудь.
XI
Элементы запутанного действия: перипетия и узнавания.
Перипетия - это перемена происходящего к противоположному, и притом, как мы
говорим, по вероятности или необходимости. Так, например, в "Эдипе" вестник,
пришедший с целью обрадовать Эдипа и избавить его от страха перед матерью,
объяснив ему, кто он был, произвел противоположное действие. И в "Линкее":
одного ведут на смерть, другой, Данай, идет за ним, чтобы убить его. Но
вследствие перемены обстоятельств пришлось погибнуть последнему, а первый
спасся. Узнавание, как обозначает и самое слово, - это переход от незнания к
знанию, или к дружбе, или вражде тех, кого судьба обрекла на счастье или
несчастье. А самые лучшие узнавания те, которые соединены с перипетиями, как,
например, в "Эдипе".
Бывают, конечно, и другие узнавания. Они могут происходить, как сказано, по
неодушевленным предметам и по различным случайностям. Можно узнать также по
тому, совершил ли кто или не совершил какой-нибудь поступок. Но самое важное
для фабулы и самое важное для действия - это выше указанное узнавание,
потому что такое узнавание и перипетия будут вызывать или сострадание, или
страх; а изображением таких действий, как у нас установлено, является
трагедия. Кроме того, при таком узнавании будет возникать и несчастье, и
счастье.
Так как узнавание есть узнавание среди нескольких лиц, то иногда оно
происходит только со стороны одного лица по отношению к другому, когда одно
лицо известно, кто он; а иногда бывает необходимо обоим узнать друг друга.
Например, Орест узнал Ифигению из посылки письма, а для Ифигении
потребовалось другое доказательство.
Итак, в этом отношении фабула имеет две части: перипетию и узнавание.
Третья часть - страдание. О перипетии и узнавании сказано, а страдание - это
действие, производящее гибель или боль, например, разные виды смерти на
сцене, припадки мучительной боли, нанесение ран и т. п.
XII
Внешнее деление трагедии на части: пролог, эпизодий, эксод, парод, стасим,
песни со сцены и коммы. Определение этих терминов.
О тех частях трагедии, на которые должно смотреть как на ее основы, мы уже
сказали, а по объему и месту их распределения части ее таковы: пролог,
эпизодий, эксод, песнь хора, а в ней парод и стасим. Эти части общи всем
трагедиям, а особенностями некоторых трагедий являются песни со сцены и
коммы. Пролог - это целая часть трагедии перед выступлением хора. Эпизодий -
целая часть трагедии между целыми песнями хора. Эксод - целая часть
трагедии, за которой не бывает песни хора. Парод хора - это первая целая
речь хора. Стасим - песнь хора без анапеста и трохея. komm - общий плач хора
и актеров, а песни со сцены исполняются только актерами.
[О тех частях трагедии, на которые должно смотреть как на ее основы, мы
сказали, а по объему и месту их распределения они таковы].
|
|