|
него изображение действующих лиц. Третье - мысли. Это способность говорить
относящееся к делу и соответствующее обстоятельствам, что в речах составляет
задачу политики и ораторского искусства. Нужно заметить, что древние поэты
представляли своих героев говорящими как политики, а современные - как
ораторы.
Характер - то, в чем проявляется решение людей, поэтому не выражают
характера те речи, в которых неясно, что известное лицо предпочитает, или
чего избегает; или такие, в которых совершенно не указывается, что
предпочитает, или чего избегает говорящий.
Мысль - то, посредством чего доказывают существование или несуществование
чего-нибудь, или вообще что-нибудь высказывают.
Четвертое - текст. Под текстом я понимаю, как сказано выше, объяснение
действий посредством слов. Это имеет одинаковое значение как для
метрической, так и для прозаической формы.
Из остальных [пяти] частей музыкальная композиция составляет важнейшее
украшение трагедии. А сценическая обстановка, правда, увлекает душу, но она
совершенно не относится к области нашего искусства и очень далека от поэзии.
Ведь сила трагедии сохраняется и без состязаний и без актеров. Притом в деле
постановки на сцене больше значения имеет искусство декоратора, чем поэта.
VII
Понятие о цельности и законченности действия в трагедии. Продолжительность
действия в трагедии (единство времени).
Определив эти понятия, будем после этого говорить о том, каким именно должен
быть состав событий, так как это и первое и самое важное в трагедии.
У нас уже принято положение, что трагедия есть воспроизведение действия
законченного и целого, имеющего определенный объем. Ведь бывает целое и не
имеющее никакого объема. Целое - то, что имеет начало, середину и конец.
Начало есть то, что само, безусловно, не находится за другим, но за ним
естественно находится или возникает что-нибудь другое. Конец, напротив, то,
что по своей природе находится за другим или постоянно, или в большинстве
случаев, а за ним нет ничего другого. Середина - то, что и само следует за
другим и за ним другое. Поэтому хорошо составленные фабулы должны начинаться
не откуда попало и не где попало кончаться, а согласоваться с выше указанными
определениями понятий. Кроме того, так как прекрасное - и живое существо, и
всякий предмет - состоит из некоторых частей, то оно должно не только иметь
эти части в стройном порядке, но и представлять не случайную величину. Ведь
прекрасное проявляется в величине и порядке, поэтому прекрасное существо не
может быть слишком малым, так как его образ, занимая незаметное пространство,
сливался бы, как звук, раздающийся в недоступный ощущению промежуток времени.
Не должно быть оно и слишком большим, так как его нельзя было бы обозреть
сразу; его единство и цельность уходили бы из кругозора наблюдающих,
например, если бы какое-нибудь животное было в десять тысяч стадий. Поэтому
как неодушевленные предметы и живые существа должны иметь определенную и
притом легко обозримую величину, так и фабулы должны иметь определенную и
притом легко запоминаемую длину. Определение этой длины по отношению к
сценическим состязаниям и восприятию зрителей не составляет задачи поэтики.
Ведь если бы нужно было ставить на состязание сто трагедий, то время
состязаний учитывалось бы по водяным часам, как иногда, говорят, и бывало.
Что же касается определения длины трагедии по самому существу дела, то лучшей
по величине всегда бывает та фабула, которая развита до надлежащей ясности, а
чтобы определить просто, скажу, что тот предел величины драмы достаточен, в
границах которого при последовательном развитии событий могут происходить по
вероятности или по необходимости переходы от несчастья к счастью или от
счастья к несчастью.
VIII
Понятие о единстве действия в трагедии.
|
|