Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель - Поэтика
<<-[Весь Текст]
Страница: из 20
 <<-
 
и в эпосе.





VI

Определение трагедии.  Трагическое очищение.  Элементы трагедии. Определение
терминов  ?????, ?????,  ???? и  ???????. Сравнительное значение  действия и
фабулы в трагедии.

Об эпической поэзии и комедии мы расскажем после, а теперь будем говорить о
трагедии, позаимствовав определение ее сущности из того, что сказано. Итак,
трагедия есть воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего
определенный объем, речью украшенной, различными ее видами отдельно в
различных частях, - воспроизведение действием, а не рассказом, совершающее
посредством сострадания и страха очищение подобных чувств.

"Украшенной"  речью  я  называю  речь,  имеющую  ритм, гармонию  и  метр,  а
"различными ее видами" исполнение  некоторых частей трагедии только метрами,
других еще и пением.

Так  как воспроизведение  совершается действием,  то прежде  всего некоторой
частью  трагедии непременно  является украшение  сцены, затем  - музыкальная
композиция   и   текст.   Этими   средствами   совершается   воспроизведение
(действительности).  Текстом я  называю самое  сочетание слов, а  что значит
"музыкальная композиция" - ясно всем.

Так  как  трагедия есть  воспроизведение  действия,  а действие  совершается
какими-нибудь действующими  лицами, которые  непременно имеют те  или другие
качества характера  и ума,  и по ним  мы определяем и  качества действий, то
естественными  причинами   действий  являются  две:  мысль   и  характер.  И
соответственно   им   все   достигают   или   не   достигают   своей   цели.

Воспроизведение действия - это  фабула. Фабулой я называю сочетание событий.
Характером -  то, на основании чего  мы определяем качества действующих лиц.
Мыслью  - то,  посредством чего  говорящие доказывают что-нибудь  или просто
выражают свое мнение.

Итак,  в каждой  трагедии непременно  должно быть шесть  (составных) частей,
соответственно  чему  трагедия обладает  теми  или  другими качествами.  Эти
части: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и музыкальная
композиция.  К  средствам воспроизведения  относятся  две  части, к  способу
воспроизведения  одна,  к  предмету воспроизведения  три,  и  кроме этого  -
ничего. Этими  частями пользуются  не изредка, а, можно  сказать, все поэты,
так как всякая трагедия имеет сценическую обстановку, и характеры, и фабулу,
и текст, и музыкальную композицию, и мысли.



Важнейшая из этих частей - состав событий, так как трагедия есть изображение
не людей, а действий  и злосчастия жизни. А счастье и злосчастье проявляется
в  действии,  и  цель  трагедии  (изобразить) какое-нибудь  действие,  а  не
качество.  Люди по  их  характеру обладают  различными качествами,  а  по их
действиям  они бывают  счастливыми или,  наоборот, несчастными.  Ввиду этого
поэты  заботятся  не  о том,  чтобы  изображать  характеры: они  захватывают
характеры, изображая  действия. Таким,  образом действия и  фабула есть цель
трагедии, а цель важнее всего.

Кроме  того, без  действия трагедия  невозможна, а без  характеров возможна.
Ведь  трагедии  большинства  новых  поэтов  не  изображают  (индивидуальных)
характеров,  и  вообще  таких   поэтов  много.  То  же  замечается  и  среди
художников, например, если сравнить  Зевксида с Полигнотом: Полигнот хороший
характерный  живописец,  а письмо  Зевксида  не  имеет ничего  характерного.
Далее, если кто стройно  соединит характерные изречения и прекрасные слова и
мысли,  тот  не  выполнит  задачи трагедии,  а  гораздо  более достигнет  ее
трагедия, хотя использовавшая все это в меньшей степени, но имеющая фабулу и
надлежащий состав событий.

Подобное  бывает и  в  живописи. Если  кто  размажет самые  лучшие краски  в
беспорядке, тот не может доставить даже такого удовольствия, как набросавший
рисунок  мелом. Кроме того,  самое важное,  чем трагедия увлекает  душу, это
части фабулы - перипетии и узнавания. Доказательством выше сказанного служит
еще  то,  что начинающие  создавать  поэтические  произведения могут  раньше
достигать успеха  в диалогах и изображении  нравов, чем в развитии действия,
как, например, почти все древние поэты.

Итак, начало и как бы душа трагедии - это фабула, а второе - характеры. Ведь
трагедия   -   это   изображение    действия   и   главным   образом   через
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 20
 <<-