|
поэмы. В то же время явился подходящий ямбический метр. Он называется и
теперь ямбическим (язвительным) потому, что этим метром язвили друг друга.
Соответственно этому древние поэты одни сделались эпическими, другие -
ямбическими.
А Гомер и в серьезной области был величайшим поэтом, потому что он
единственный не только создал прекрасные поэмы, но и дал драматические
образы, и в комедии он первый указал ее формы, представив в действии не
позорное, а смешное. Его "Маргит" имеет такое же отношение к комедии, какое
"Илиада" и "Одиссея" к трагедиям. А когда (у нас) явилась еще трагедия и
комедия, то поэты, следуя влечению к тому или другому виду поэзии
соответственно своим природным склонностям, одни вместо ямбографов стали
комиками, другие вместо эпиков трагиками, так как эти виды поэзии имеют
больше значения и более ценятся, чем первые.
Рассматривать, достаточно ли уже существующих видов трагедии, если судить по
ее существу и по отношению к театру, - другой вопрос. А возникла, как
известно, она сама и комедия из импровизаций. Одна ведет свое начало от
запевал дифирамба, другая - от запевал фаллических песен, которые еще и
теперь остаются в обычае во многих городах. Трагедия понемногу разрослась,
так как (поэты) развивали то, что в ней рождалось, и, подвергшись многим
изменениям, она остановилась, достигнув того, что лежало в ее природе. Эсхил
первый увеличил число актеров от одного до двух, уменьшил хоровые партии и
подготовил первенствующую роль диалогу. Софокл ввел трех актеров и роспись
сцены. Затем из малых фабул явились большие произведения, и диалог из
шутливого, так как он развился из сатирической драмы, сделался величественным
поздно. Место тетраметра занял триметр. Трагики пользовались сперва
тетраметром потому, что этот вид поэзии имел характер сатирический и более
подходящий к танцам. А когда был введен диалог, то сама его природа нашла
соответствующий метр, так как ямб более всех метров подходит к разговорной
речи. Доказательством этому служит то, что в беседе друг с другом мы очень
часто говорим ямбами, а гекзаметрами редко и притом нарушая тон разговорной
речи. Затем, говорят, было дополнено еще число эпизодиев и приведены в
стройный порядок все остальные части трагедии. Но об этом мы говорить не
будем, так как, пожалуй, было бы трудной задачей рассматривать все в
подробностях.
V
Определение комедии и ее развитие. Различие между эпосом и трагедией по их
объему.
Комедия, как мы сказали, это воспроизведение худших людей, по не по всей их
порочности, а в смешном виде. Смешное - частица безобразного. Смешное - это
какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страданий и вреда, как,
например, комическая маска. Это нечто безобразное и уродливое, но без
страдания.
Изменения трагедии и те, кто их производил, хорошо известны, а относительно
комедии это неясно, потому что на нее первоначально не обращали внимания.
Ведь и хор для комедий архонт начал давать очень поздно, а в начале
хоревтами были любители. О поэтах-комиках встречаются упоминания в то время,
когда комедия уже имела определенные формы, а кто ввел маски, пролог, полное
число актеров и т. п., об этом не знают.
(Комические) фабулы (начали) составлять Эпихарм и Формид. В зачаточном
состоянии коме-
[1071]
дия перешла из Сицилии (в Афины), а из афинских поэтов Кратес первый,
оставив нападки личного характера, начал составлять диалоги и фабулы общего
характера.
Эпическая поэзия сходна с трагедией [кроме величественного метра], как
изображение серьезных характеров, а отличается от нее тем, что имеет простой
метр и представляет собою рассказ. Кроме того, они различаются
длительностью. Трагедия старается, насколько возможно, оставаться в пределах
одного круговорота солнца или немного выходить из него, а эпическая поэзия
не ограничена временем. [И в этом их различие]. Однако первоначально
последнее допускалось в трагедиях так же, как в эпических произведениях.
Что касается частей, то одни являются общими (для трагедии и эпоса), другие
принадлежат только трагедии. Поэтому тот, кто знает разницу между хорошей и
плохой трагедией, знает ее и по отношению к эпосу, так как то, что есть в
эпической поэзии, находится в трагедии, но не все, что имеет она, находится
|
|