Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель - Поэтика
<<-[Весь Текст]
Страница: из 20
 <<-
 
Лучше  всего стараться  соединять все  эти виды,  а если это  невозможно, то
самые  главные  и  как  можно  больше,  в  особенности  потому,  что  теперь
несправедливо нападают  на поэтов. Хотя (у нас)  есть много хороших поэтов в
каждом  виде (трагедии),  но  критики требуют,  чтобы один  поэт превосходил
каждого в его индивидуальных достоинствах.

Различие и  сходство между трагедиями следует  определять, быть может, не по
отношению  к фабуле, а  принимать во  внимание сходство завязки  и развязки.
Многие поэты, составив хорошую  завязку, дают плохую развязку, между тем как
необходимо, чтобы обе части всегда вызывали одобрение.

Следует также помнить о том, о чем часто говорилось, и не придавать трагедии
эпической композиции.  Эпической я называю состоящую из многих фабул,
например, если какой-нибудь (трагик) будет воспроизводить все содержание
"Илиады".  Там, вследствие значительной длины, части получают надлежащее
развитие, а в драмах многое происходит неожиданно. И вот доказательство. Все
те трагики, которые представляли разрушение Трои целиком, а не по частям, как
Еврипид, или Ниобу не так, как Эсхил, терпят полную неудачу или уступают в
состязании другим.  Ведь и Агафон потерпел неудачу только из-за одного этого.

Но в  перипетиях и  в простых действиях трагики  удивительно достигают своей
цели. Это бывает, когда  умный, но преступный человек оказывается обманутым,
как Сизиф, или храбрый, но несправедливый бывает побежден. Это и трагично, и
согласно с  чувством человеческой  справедливости. Это и  правдоподобно, как
говорит    Агафон:   "Ведь    правдоподобно,   что   происходит    много   и
неправдоподобного".

Хор должно представлять как  одного из актеров. Он должен быть частью целого
и состязаться  не так, как, например, у Еврипида, а так,  как у Софокла. А у
прочих  поэтов песни  хора имеют не  больше связи  со своей фабулой,  чем со
всякой  другой  трагедией. Поэтому  у  них  поют "вставочные  песни" с  того
времени, как Агафон первый начал делать подобное. А между тем какая разница,
петь  вставочные песни  или перемещать  из одной  части в другую  диалог или
целый эпизодий?





XIX

Правила  диалектического  развития  мысли  в трагедии  -  предмет  риторики.
Правила  интонации при  исполнении трагедии  на сцене  (приказание, просьба,
угроза, ответ и т. п.) - дело актера и режиссера.

Остается сказать несколько слов относительно словесной формы (трагедии) и
изложения мыслей, а относительно других вопросов уже сказано.  Впрочем,
вопросы, касающиеся изложения мыслей, следует рассматривать в сочинениях по
риторике, так как они более близки к этой области знаний.  К области мысли
относится все то, что должно быть выражено в слове. А частные задачи в этой
области - доказывать и опровергать, и изображать чувства, как, например,
сострадание или страх, или гнев и другие подобные им, а также величие и
ничтожество. Ясно, что и при изображении событий должно исходить от тех же
основ, когда нужно представить вызывающее сожаление, или ужас, или великое,
или правдоподобное. Разница состоит только в том, что события должны быть
понятными без объяснения, а мысли должны быть выражены говорящим в рассказе и
согласоваться с его рассказом.  В самом деле, в чем состояла бы задача
говорящего, если бы все было ясно уже само собой, а не благодаря его слову?

В той области, которая относится к слову, есть один частный вопрос - внешние
способы  выражения. Знание  их есть  дело актерского  искусства и  того, кто
руководит  театральной постановкой,  например, как выразить  приказание, как
мольбу, рассказ, угрозу, вопрос и ответ и т. п. Знание или незнание этого не
вызывает к поэтическому произведению  никакого упрека, который заслуживал бы
серьезного внимания. В самом  деле, какой ошибкой можно было бы признать то,
в чем Протагор упрекает (Гомера), будто он, думая, что умоляет, приказывает,
сказав: "Гнев,  богиня, воспой".  (Протагор) говорит, что  поставить в форме
повелительного  наклонения  слова,  обозначающие  делать что-нибудь  или  не
делать,  -  это  приказание.  Поэтому  следует  оставить  этот  вопрос,  как
относящийся не к поэтике, а к другой науке.





XX

Элементы речи:  звук, слог,  союз, имя, глагол, член.  Определение понятия о
звуке,  слоге,  союзе, члене,  имени,  глаголе  и флексии  имен и  глаголов.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 20
 <<-