|
говорим, что "из" учащегося возникает знаток). А "как из воздуха - вода"
означает возникновение через уничтожение одного из них. Поэтому в первом случае
нет взаимного перехода, и взрослый мужчина не становится мальчиком (ибо здесь
из
возникновения возникает не то, что находится в возникновении, а то, что
существует после возникновения; и точно так же день - "из" утра, потому что
день
- после утра, и поэтому утро не может возникать из дня). А во втором случае
имеет место взаимный переход. Но и в том и в другом случае невозможно идти в
бесконечность. Действительно, в первом случае промежуточное необходимо имеет
конец, а во втором одно переходит в другое; причем уничтожение одного из них
есть возникновение другого.
{17}
Вместе с тем первое, будучи вечным, не может уничтожиться; в самом деле, так
как
возникновение по направлению вверх не беспредельно, то необходимо, чтобы не
было
вечным то, из чего как из первого возникло что-то через его уничтожение.
Далее, "то, ради чего", - это конечная цель, а конечная цель - это не то, что
существует ради другого, а то, ради чего существует другое; так что если будет
такого рода последнее, то не будет беспредельного движения; если же нет такого
последнего, то не будет конечной цели. А те, кто признает беспредельное
[движение] , невольно отвергают благо как таковое; между тем никто не
принимался
бы за какое-нибудь дела, если бы не намеревался прийти к какому-нибудь пределу.
И не было бы ума у поступающих так, ибо тот, кто наделен умом, всегда действует
ради чего-то, а это нечто-предел, ибо конечная цель есть предел.
Но точно так же и суть бытия вещи нельзя сводить к другому определению, более
пространному: ведь предшествующее определение всегда есть определение в большей
мере, а последующее-вот; если же первое не есть определение сути бытия вещи, то
еще менее последующее. Далее, те, кто так утверждает, уничтожают знание: ведь
невозможно знать, пока не доходят до неделимого. И познание [в таком случае]
невозможно, ибо как можно мыслить то, что беспредельно в этом смысле? Ведь
здесь
дело не так обстоит, как с линией, у которой деление, правда, может
осуществляться безостановочно, но которую нельзя помыслить, не прекратив его;
так что, кто хочет обозреть ее в беспредельной делимости, тот не может
исчислять
ее отрезки. Но в движущейся вещи необходимо мыслить и материю. И ничто
беспредельное не может иметь бытие; а если и не так, то во всяком случае
существо (to einai) беспредельного не беспредельно.
С другой стороны, если бы были беспредельны по количеству виды причин, то и в
этом случае не было бы возможно познание: мы считаем, что у нас есть знание
тогда, когда мы познаем причины; а беспредельно прибавляемое нельзя пройти в
конечное время.
.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Усвоение преподанного зависит от привычек слушателя; какие у нас сложились
привычки, такого изложения мы и требуем, и то, что говорят против обыкновения,
кажется неподходящим, а из-за непривычности - более непонятным и чуждым, ибо
привычное более понятно. А какую силу имеет привычное, показывают законы, в
которых то, что выражено в форме мифов и по-детски просто, благодаря привычке
имеет большую силу, нежели знание самих законов. Одни не воспринимают
преподанного, если излагают математически, другие-если не приводят примеров,
третьи требуют, чтобы приводилось свидетельство поэта. И одни хотят, чтобы все
излагалось точно, а других точность тяготит или потому, что они не в состоянии
связать [одно с другим], или потому, что считают точность мелочностью. В самом
деле, есть у точности что-то такое, из-за чего она как в делах, так и в
рассуждениях некоторым кажется низменной. Поэтому надо приучиться к тому, как
воспринимать каждый предмет, ибо нелепо в одно и то же время искать и звание, и
способ его усвоения. Между тем нелегко достигнуть даже и одного из них.
А математической точности нужно требовать не для всех предметов, а лишь для
нематериальных. Вот почему этот способ не подходит для рассуждающего о природе,
ибо вся природа, можно сказать, материальна. А потому надлежит прежде всего
рассмотреть, что такое природа. После этого станет ясным и то, чем занимается
учение о природе, <есть ли исследование причин и начал дело одной или
нескольких
наук>.
КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Для искомой нами науки мы должны прежде всего разобрать, что прежде всего
вызывает затруднения; это, во-первых, разные мнения, высказанные некоторыми о
началах, и, во-вторых, то, что осталось до сих пор без внимания. А надлежащим
образом разобрать затруднения полезно для тех, кто хочет здесь преуспеть, ибо
{18}
последующий успех возможен после устранения предыдущих затруднений и узел
нельзя
развязать, не зная его. Затруднение же в мышлении и обнаруживает такой узел в
|
|