Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: АРИСТОТЕЛЬ - МЕТАФИЗИКА
<<-[Весь Текст]
Страница: из 121
 <<-
 
для
устранения последующих затруднений.


    КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Исследовать истину в одном отношении трудно, в другом легко. Это видно из того,
что никто не в со стоянии достичь ее надлежащим образом, но и не терпит полную
неудачу, а каждый говорит что-то о природе и поодиночке, правда, ничего или 
мало
добавляет к истине, но, когда все это складывается, получается заметная
величина. Поэтому если дело обстоит примерно так, как у нас говорится в
пословице: "Кто же не попадет в ворота [из лука]?", то в этом отношении
исследовать истину легко; однако, что, обладая некоторым целым, можно быть не в
состоянии владеть частью,-это показывает трудность исследования истины.
Но поскольку трудность двоякая, причина ее, быть может, не в вещах, а в нас
самих: действительно, каков дневной свет для летучих мышей, таково для разума в
нашей душе то, что по природе своей очевиднее всего. И справедливо быть
признательным не только тем, чьи мнения мы можем разделить, но и тем, кто
высказался более поверхностно: ведь и они в чем-то содействовали истине,
{16}
упражняя до нас способность [к познанию]. В самом деле, если бы не было Тимофея,

мы не имели бы многих лирических песен; а если бы не было Фринида, то не было 
бы
Тимофея. То же можно сказать и о тех, кто говорил об истине, - от одних мы
позаимствовали некоторые мнения, а благодаря другим появились эти.
Верно также и то, что философия называется знанием об истине. В самом деле, 
цель
умозрительного знания - истина, а цель знания, касающегося деятельности, - 
дело:
ведь люди деятельные даже тогда, когда они рассматривают вещи, каковы они,
исследуют
не вечное, а вещь в ее отвошевии к чему-то и в настоящее время. Но мы не знаем
истины, не зная причины. А из всех вещей тем или иным свойством в наибольшей
степени обладает та, благодаря которой такое же свойство присуще и другим;
например, огонь наиболее тепел, потому что он и для других вещей причина тепла.
Так что и наиболее истинно то, что для последующего есть причина его истинности.

Поэтому и начала вечно существующего всегда должны быть наиболее истинными: они
ведь истинны не временами и причина их бытия не в чем-то другом, а, наоборот,
они сами причина бытия всего остального; так что в какой мере каждая вещь
причастна бытию, в такой и истине.
.
ГЛАВА ВТОРАЯ
Ясно во всяком случае, что имеется некоторое начало и что причины существующего
не беспредельны - ни в смысле беспредельного ряда, ни по виду. В самом деле, не
может одно возникать из другого как из материи беспредельно, например: плоть из
земли, земля из воздуха, воздух из огня, и так безостановочно; точно так же и
то, откуда начало движения, ас составляет беспредельного ряда, например так, 
что
человек приведен в движение воздухом, воздух - солнцем, солнце - враждой, и так
далее без конца. Подобным же образом и цель не может идти в бесконечность -
хождение ради здоровья, здоровье ради счастья, сча- стье ради чего-то еще, и 
так
беспрестанно одно ради другого. И точно так же дело обстоит и с сутью бытия
вещи. Ибо в отношении средних [звеньев], вне которых имеется что-то последнее и
что-то предшествующее, предшествующее необходимо должно быть причиной
последующего. Если нам надо сказать, что из этих трех есть причина, то мы 
укажем
первое, во всяком случае не последнее, ибо то, что в конце, ни для чего не есть
причина; во и не среднее, ибо оно причина только одного (при этом не имеет
никакого значения, будет ли одно среднее или больше, бесконечное ли множество
средних [звеньев] или конечное). У беспредельного в этом смысле и у
беспредельного вообще все части одинаково средние, вплоть до ныне
рассматриваемой; так что если нет ничего первого, то вообще нет никакой причины.

Но точно так же и по направлению вниз нельм идти в бесконечность, если по
направлению вверх имеется начало, так, чтобы из огня возникала вода, из воды -
земля, и так беспрестанно какой-нибудь другой род. В самом деле, в двух смыслах
можно говорить, что одно возникает из другого (помимо тех случаев, когда "одно
из другого" означает "одно после другого", например олимпийские игры "из"
истмийских): или так, как из мальчика, который изменяется, - взрослый мужчина,
или так, как воздух из воды. Говоря "как взрослый мужчина из мальчика", мы 
имеем
в виду "как возникшее - из того, что прежде возникало, или завершенное - из
того, что прежде завершалось" [здесь всегда есть что-то промежуточное: как 
между
бытием и небытием - возникновение, так и возникающее - между сущим и не-сущим;
ведь учащийся - это становящийся знаток, и именно это мы имеем в виду, когда
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 121
 <<-