Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель - Физика
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
уничтожается, то  именно  к этому субстрату  она должна будет прийти в конце
концов, так что она окажется исчезнувшей еще до своего исчезновения.
     А что касается  начала  в  отношении  формы, то -- едино ли оно, или их
много и каково или каковы они -- подробное рассмотрение [этих вопросов] есть
дело первой  философии, так что это  должно быть отложено до того времени. О
природных же и преходящих формах мы расскажем в последующем изложении. Итак,
нами  выяснено,  что начала  существуют,  каковы  они и сколько их числом. А
теперь мы продолжим наши рассуждения, начав с иного исходного пункта.










       КНИГА ВТОРАЯ (В) 

     ГЛАВА ПЕРВАЯ

     Из существующих  [предметов]  одни  существуют по природе,  другие -- в
силу  иных причин. Животные и  части их,  растения  и простые тела,  как-то:
земля, огонь, воздух, вода -- эти  и подобные им, говорим  мы, существуют по
природе. Все упомянутое  очевидно  отличается  от  того,  что  образовано не
природой: ведь  все  существующее по  природе  имеет  в  самом  себе  начало
движения и покоя, будь то в  отношении места,  увеличения  и  уменьшения или
качественного  изменения. А  ложе,  плащ и прочие [предметы) подобного рода,
поскольку они соответствуют  своим наименованиям и образованы  искусственно,
не  имеют  никакого  врожденного стремления к  изменению или имеют его  лишь
постольку, поскольку они оказываются состоящими из камня, земли или смешения
[этих тел] -- так  как природа есть  некое начало и причина движения и покоя
для  того, чему она  присуща первично,  сама по себе,  а  не по [случайному]
совпадению. Я говорю  "не по совпадению" [в том  смысле], что  некто, будучи
врачом, может  сам  стать причиной  своего выздоровления; тем  не  менее  он
владеет  врачебным искусством не потому,  что  он  выздоравливает, а  просто
случилось  одному  и  тому  же [человеку] быть  врачом  и  выздоравливающим,
поэтому  в  иных случаях [обе эти роли] и отделяются  друг от  друга.  То же
относится и ко  всякому другому изготовленному  (предмету): ведь ни один  из
них не имеет в самом  себе начала его изготовления, но  это начало находится
либо  в  другом и вовне  (например, у дома  и всякого другого  творения  рук
человеческих), либо же в них, но не самих по себе, а когда по совпадению они
становятся причиной для самих себя.
     Итак, природа есть то,  что  мы сказали. Природой  обладают  в себе все
[предметы], которые  имеют  указанное начало.  И  все  такие  [предметы]  --
сущности. Ибо каждый  из них  есть какой-то субстрат, а  в субстрате  всегда
имеется природа. Согласно с природой [ведут себя] и  эти  [предметы], и все,
что присуще им  само по себе, например огню нестись вверх;  это ведь не есть
природа и не заключает в  себе природы, а происходит по природе и согласно с
природой.
     Итак,  мы сказали, что такое природа, по природе и согласно с природой.
А пытаться доказывать, что природа существует,  смешно,  ибо  очевидно,  что
таких  предметов   много.  Доказывать  же  очевидное   посредством  неявного
свойственно тому, кто не способен различать, что понятно само  по себе и что
не само по себе. Ясно, что страдать этим [недостатком] возможно: ведь слепой
от рождения  мог бы рассуждать о цветах, так что у подобных людей речь будет
идти неизбежно [лишь] о названиях, мыслить же они ничего не будут.
     Некоторым кажется, что природа и сущность природных предметов -- это то
первое, само по себе бесформенное, что заключается в каждом из них, например
природа  ложа --  дерево,  а статуи -- медь.  Доказательством последнего, по
словам Антифонта, служит  то, что, если ложе будет зарыто  в землю и гниение
получит такую силу, что  появится росток, возникнет не ложе, но  дерево, так
как устройство, согласно правилам и искусству, присуще [ложу] по совпадению,
а сущность [его]  сохраняется непрерывно, испытывая указанные воздействия. И
если:  каждый из  этих [предметов] будет  находиться в  таком же отношении к
чему-нибудь другому, как, например, медь и золото относятся к воде,  а кости
и  дерево к земле  (и то же  самое с  любыми другими [предметами]),  то  это
другое  и  будет их  природой  и сущностью.  Поэтому одни  считают  природой
существующего  огонь,  другие  --  землю,  или  воздух,  или  воду,  иные --
некоторые из указанных [элементов], а кое-кто -- все вместе.  Что кто из них
принял [в  качестве основы], будь то один [элемент] или несколько, то именно
это и в таком же количестве он и считает всеобщей сущностью, а все остальное
-- его постоянными и преходяшими состояниями  и свойствами И каждый  из этих
[элементов] считается  вечным,  ибо невозможно,  чтобы  они  из  самих  себя
изменялись  [во  что-нибудь  другое);  все  же  прочее  возникает  и  гибнет
бесчисленное множество раз.
     Таков один способ определения природы: она есть первая материя, лежащая
в основе  каждого из [предметов], имеющих в  себе  самом  начало  движения и
изменения.  По  другому же способу она  есть форма (morphn)  и  вид  (eidos)
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-