Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель - Физика
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
     Таким  образом,  может  показаться  доказанным  исходное  положение  --
[существование первичного движущего], однако оно полностью не  доказано, так
как  невозможность  [противного]  еще  не  показана:  возможно ведь,  что  в
конечное  время происходит бесконечное движение, только не одного  [тела], а
многих. А  это  как раз имеет  место  в данном  случае, ибо каждый [предмет]
движется  своим движением, и в  том,  что многие  движутся одновременно, нет
ничего невозможного.  Но  если непосредственно  движущее в отношении места и
телесным  движением  должно  необходимо  или  касаться,  или  быть  [чем-то]
непрерывным  с  движимым, как  это  мы видим во всех случаях, то необходимо,
чтобы движимые и движущие предметы были непрерывны или касались друг  друга,
так ото  из  них всех образуется  нечто единое. Будет ли  оно  конечным  или
бесконечным,  в  данный  момент  не  составляет разницы;  во  всяком  случае
движение   будет   бесконечным   при  бесконечном  количестве   [движущихся]
предметов, если только возможно им быть и равными и больше друг друга, а то,
что  возможно,  мы примем  за  наличие  существующее.  Если, таким  образом,
составленное  из  А,  В,  Г,  Д есть нечто бесконечное и если  оно  движется
движением EZHТ в течение времени К и это время  конечно, то  отсюда следует,
что или конечное или бесконечное [образование из многих тел] будет проходить
бесконечное [расстояние]  в  конечное время. Но и то  и  другое  невозможно,
следовательно,  необходимо  остановиться  и  признать  существование первого
движущего  и  движущегося.  Что эта  невозможность вытекает  из [некоторого]
допущения, не составляет разницы, так как принятое  допущение [теоретически]
возможно;  если  же  в   основу  положено  возможное,  то  из  него   ничего
невозможного возникать не должно.

     ГЛАВА ВТОРАЯ

     Непосредственно движущее  -- не в смысле  "ради чего", а "откуда начало
движения" -- существует вместе с  движимым; я  говорю  "вместе",  потому что
между ними нет ничего посередине. Это обще для  всего движимого и движущего.
А  так как существует три [рода]  движения:  в отношении места, в  отношении
качества и в отношении количества, то  необходимо должны  существовать и три
[рода] движущего, а именно перемещающее, вызывающее качественное изменение и
обусловливающее рост и убыль.
     Прежде  всего мы  скажем о  перемещении,  так как  оно  есть  первое из
движений. Все перемещающее движется  или само собой или другим. Ясно, что во
всех  [вещах], которые движутся сами собой, движимое  и  движущее  находятся
вместе;  ведь  им самим  присуще непосредственно  движущее, следовательно, в
промежутке (между движимым и движущим] нет ничего. А в том, что приводится в
движение   другим,   дело  должно  обстоять  четверояким  образом,  так  как
существуют  четыре  вида  перемещения,   вызванного   другим:  притягивание,
толкание, несение, вращение. К ним  сводятся все движения в отношении места.
Так, подталкивание есть некоторый вид  толкания,  когда  движущее толкает от
себя  [что-либо],  следуя [за ним]; отталкивание  же  -- когда оно,  сообщив
движение, не следует [за движимым]; бросание -- когда сообщается движение от
себя более  сильное,  чем  то  перемещение, которое  свойственно  [телу]  по
природе, и  когда  [тело] несется до тех  пор,  пока  [сообщенное)  движение
преобладает.   Затем,  расталкивание   и   сталкивание  представляют   собой
отталкивание и притягивание,  а именно  расталкивание есть отталкивание (ибо
отталкивание  бывает  или  от  себя,  или  от  другого),  а  сталкивание  --
притягивание  (так как притягивание  бывает и  к себе  и  к другому).  То же
относится и к их  видам, каковы, например, [при тканье] уплотнение ниток при
прибивании утка бордом  или, [наоборот], их разделение челноком: первое есть
сталкивание, второе -- расталкивание. Равным образом и все прочие соединения
и  разъединения  --  все  они будут  расталкиваниями  или  сталкиваниями, за
исключением  тех,  которые  появляются  при  возникновении  или уничтожении.
Вместе  с  тем  ясно,  что  соединение и  разъединение не представляют собой
какого-либо  особого вида движения:  все они относятся к одним из указанных.
Далее,  вдыхание  есть  притягивание, выдыхание -- толкание.  Равным образом
плевание и другие  выделяющие или  вбирающие  движения,  производимые телом:
одни  из них  относятся к притягиванию,  другие --  к  отталкиванию. Следует
свести  и  прочие  [движения]  в  отношении  места:  все они  подпадают  под
указанные четыре [вида]. А из них
     ,  в  свою  очередь,  несение  и  вращение  сводятся  к притягиванию  и
толканию.  Несение  происходит по одному  из  трех  указанных способов (ведь
переносимое движется по совпадению, поскольку оно находится в чем-нибудь или
на  чем-нибудь  движущемся,  а  несущее  несет, будучи  [само] притягиваемо,
толкаемо  или вращаемо; таким образом,  несение  обще всем  трем [видам]). А
вращение слагается  из притягивания и толкания,  ибо  приводящее во вращение
должно,  с  одной стороны, тянуть,  с  другой -- толкать;  одно действует от
него, другое -- к нему.
     Таким  образом, если толкающее  и  тянущее  [тело] находится  вместе  с
толкаемым  и притягиваемым, то ясно,  что между движимым с места на место  и
движущим нет ничего в промежутке.  Это, однако,  ясно и из определений, ведь
толкание есть движение от  себя или от другого  к другому, а притягивание --
от другого к себе или к другому, когда движение притягивающего будет быстрее
[движения],  отрывающего  друг от друга непрерывные [предметы], ибо [только]
таким  образом  увлекается [вместе с  ним] другой [предмет]. (Может, однако,
показаться, что притягивание происходит и иначе,  так как дерево притягивает
огонь  не  так.  Но  нет  разницы,  будет  ли  притягивающее  двигаться  или
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-