|
бесконечная величина А, то пусть какая-то ее часть будет равна конечной
величине В, например ГД, так же другая часть и еще другая, и так далее.
Таким образом одновременно случится, что и бесконечное будет двигаться по
конечному и конечное проходить бесконечное, так как иначе, может быть, и
невозможно бесконечному двигаться по конечному, как если конечное будет
проходить бесконечное, перемещаясь [по нему] или измеряя его. Следовательно,
если это невозможно, бесконечное не пройдет конечного.
Но и бесконечное не проходит бесконечного в конечное время, ибо если
оно пройдет бесконечное, то [во всяком случае] пройдет и конечное, так как
бесконечное заключает в себе конечное. И далее, если взять время,
доказательство будет такое же точно.
Итак, если [в конечное время] ни конечное не проходит бесконечного, ни
бесконечное конечного, ни бесконечное бесконечного, то ясно, что и движение
не будет бесконечным в конечное время. Ибо какая разница -- делать ли
бесконечным движение или величину? Необходимо ведь, если бесконечно одно,
быть бесконечным и другому: ведь всякое перемещение происходит в
[каком-нибудь] месте.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
Так как все способное [к движению и к покою] движется или покоится
когда, где и как ему возможно по природе, то останавливающееся, в то время
когда оно останавливается, должно двигаться; ибо если оно не будет
двигаться, оно будет покоиться, а покоящемуся невозможно прийти в состояние
покоя. После того как это доказано, станет ясно, что необходимо
останавливаться в течение [некоторого] времени (ибо движущееся движется во
времени, а останавливающееся, как доказано, движется, следовательно, ему
необходимо останавливаться во времени). Далее, более быстрое и более
медленное [движение] происходит, как мы утверждаем, во времени, и
останавливаться можно более быстро и более медленно.
Останавливающемуся необходимо останавливаться в каждой части того
первого времени, в течение которого оно останавливается. Ибо если мы
разделим это время [на две части] и ни в одной из частей не произойдет
остановки, ее не будет и в течение всего времени, следовательно,
останавливающееся не остановится; если же [остановится] в одной [из частей],
остановка не произойдет в целом времени, как в первом, а произойдет в нем
лишь в смысле "другого" времени, [которое заключает в себе первое время],
как уже было разъяснено раньше в связи с движущимися. И как нет ничего
первого, в котором начинает движение движущееся, так нет и того, в котором
останавливается останавливающееся, ибо ни для движения, ни для остановки нет
ничего первого. Пусть первое, в чем происходит остановка, будет АВ. Оно не
может не иметь частей (так как движение в не имеющем частей невозможно
вследствие того, что нечто в нем уже закончило движение, а
останавливающееся, как было показано, есть движущееся); но если оно делимо,
остановка происходит в каждой из его частей, ибо раньше было доказано, что
если остановка происходит в чем-то как первом, то она происходит и в каждой
его части. И вот, так как первое, в чем происходит остановка, есть время, а
не что-либо неделимое, всякое же время безгранично делимо, то ничего
первого, в чем происходит остановка, не может быть.
Несомненно также, что и для покоящегося не будет [первого времени],
когда оно впервые пришло в состояние покоя. Ведь в не имеющем частей оно не
могло прийти в состояние покоя, так как в неделимом нет движения, а в чем
[имеется] покой, в том [происходит] и движение (мы ведь сказали, что [тело]
тогда покоится, когда, будучи способным к движению, оно не движется в то
время и в том, в чем по природе может двигаться). Далее, мы и тогда говорим
о покое, когда [тело] находится в одинаковом [состоянии] теперь и прежде,
судя не по одному какому-нибудь (моменту), а по меньшей мере по двум, так
что то, в чем оно покоится, не будет неделимым. Если же оно делимо, оно
будет временем, и [тело] будет покоиться в любой из его частей; это будет
доказано тем же способом, что и раньше. Следовательно, ничего первого не
будет. Причина этого в том, что все покоится и движется во времени, а во
времени первого нет, как нет первого в величине и вообще во всем
непрерывном, так как все это бесконечно делимо.
Если же все движущееся движется во времени и изменяется из чего-нибудь
во что-нибудь, то невозможно, чтобы движущееся в то время, в течение
которого оно движется само по себе, а не потому, что [движется] в какой-либо
его [части], было первым в каком-либо отношении. Ведь покоиться -- значит
находиться некоторое время в одном и том же [состоянии] и самому [в целом],
и каждой части. Мы ведь тогда говорим о покое, когда правильно будет
сказать, что и в один и в другой из [моментов] "теперь" остается в том же
[состоянии] и само тело, [и все его] части. Если же это значит покоиться,
тогда невозможно, чтобы изменяющееся целиком находилось в какомлибо
[состоянии] в течение первого времени. Ведь всякое время делимо, так что
правильно сказать относительно той или другой его части, что в ней и само
[тело], и [его] части пребывают в том же [состоянии]; ибо если это не так и
относится только к одному из [моментов] "теперь", то [тело] будет в
некотором [состоянии] не в течение какого-либо времени, а лишь в границе
времени. В [моменте] "теперь" [изменяющееся тело] хотя и находится всегда в
каком-либо [состоянии), но не покоится: ведь в [моменте] "теперь" невозможно
ни двигаться, ни покоиться, и будет правильно сказать, что в "теперь" нет
|
|