Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель - Физика
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
против  природы,  --  то  спрашивается,  будет  ли  это  последнее  движение
противоположно  первому  или  [скорее]  движение земли?  Ведь она  по  своей
природе стремится вниз? Очевидно,  что оба, [т.  е.  движение вниз как огня,
так и земли, противоположны движению огня вверх],  но не одинаковым образом:
одно [противоположно] по природе, будучи природным движением земли, движение
же  огня  вверх противоположно  [его  движению]  вниз,  поскольку  природное
[движение какой-либо вещи] противоположно противоположному [движению  той же
вещи]. Сходные  соображения  [относятся] и к  состояниям  пребывания,  хотя,
по-видимому, в  известном смысле покою  противостоит [не только покой, но и]
движение.












       КНИГА ШЕСТАЯ (Z) 

     ГЛАВА ПЕРВАЯ

     Если существует непрерывное,  касающееся и следующее друг  за другом  в
том смысле, как это определено выше, а именно непрерывны те [предметы], края
которых сливаются в одно, касаются те, у которых  они вместе, а следуют друг
за  другом  те,  между  которыми  нет  ничего принадлежащего к  их роду,  то
невозможно,  чтобы  что-либо  непрерывное  состояло  из неделимых  [частей],
например линия из точек, если линия непрерывна,  а точка неделима. Ведь края
точек не сливаются воедино (так как у неделимого нет ни края,  ни какой-либо
другой части) и крайние границы не находятся вместе (так как  у  не имеющего
частей  нет  крайней границы, ибо  граница и то, чему она  принадлежит, суть
разные вещи). Далее, точкам, из которых  составлено  непрерывное, необходимо
или  быть  непрерывными, или касаться  друг  друга;  то же самое рассуждение
относится  и ко  всяким неделимым. Но непрерывными  они  не  могут  быть  на
основании сказанного; касаются же друг друга все [предметы] или целиком, или
своими  частями, или как целое части. Но так как неделимое не имеет  частей,
ему  необходимо  касаться  целиком;   касающееся  же   целиком  не  образует
непрерывного, так как непрерывное заключает в себе то одну часть,  то другую
и таким  образом разделяется  на различные,  разграниченные по месту  части.
Однако и следовать  друг за другом не будет ни точка за точкой,  ни "теперь"
за "теперь"  так, чтобы из них образовалась длина или  время: а именно, друг
за  другом   следуют   [предметы],  между  которыми  не   находится   ничего
принадлежащего к  их роду,  а  между [двумя] точками всегда имеется  линия и
между  [двумя]  "теперь"  время.  Далее,  и линия  и  время  разделились  на
неделимые  [части], если  только  каждая  [вещь] делится на то, из чего  она
состоит, но ни одна из непрерывных величин  не делится  на части, не имеющие
частей.  Однако  никаких [предметов] другого  рода не может находиться между
точками  и  между  [разными]  "теперь".  Если бы  они  находились,  то  они,
очевидно, были бы или неделимыми, или делимыми, и если делимыми, то  либо на
неделимые, либо  же  на  всегда  делимые  [части], а  это  последнее и  есть
непрерывное. Ясно  и  то, что  все непрерывное  делимо  на  [части],  всегда
делимые,  ибо  если  оно будет делиться на неделимые  [части], то  неделимое
будет касаться  неделимого, так  как в непрерывном концы сливаются в одно  и
касаются.
     На том  же основании  величина,  и  время, и движение или слагаются  из
неделимых  [частей]  и делятся на  них, или же  нет. Это ясно из следующего.
Если величина  слагается  из  неделимых частей,  то движение  по  ней  будет
состоять из равного числа неделимых  движений. Например, если [величина] АВГ
состоит из неделимых [частей]  А,  В,  Г, то движение ДЕZ, которым двигалось
[тело] О по [пути] АВГ,  будет иметь неделимой каждую из своих частей.  Если
же  при  наличии  движения  необходимо  чему-нибудь находиться  в  достоянии
движения и, [наоборот], если нечто движется, должно наличествовать движение,
то и само состояние движения будет составлено из неделимых [частей]. Пусть О
прошло [путь]  А, движимое движением Д, [путь] В -- движением Е и Г таким же
образом   [движением]   Z.   Если   необходимо,  чтобы  [тело],   движущееся
откуда-нибудь  куда-нибудь,  не  одновременно  начало двигаться  и завершило
движение  там, куда оно начало двигаться (например, если  кто-нибудь  идет в
Фивы,  невозможно,  чтобы он  одновременно шел в Фивы и пришел в  Фивы), а О
двигалось по не имеющему частей [пути] А; поскольку существовало движение Д,
то,  следовательно,  если  [О]  пришло  позднее, чем  проходило [путь А], то
движение [Д] будет делимым (ведь когда О проходило, оно ни покоилось, ни уже
прошло, но было  [где-то] посередине). Если  же оно одновременно проходит  и
прошло, то идущий [предмет], в  то время как идет, уже придет  туда и кончит
движение там,  куда двигался. Если же что-нибудь  движется по  целому [пути]
АВГ и движение,  которым  оно движется,  есть ДЕZ,  а по не  имеющему частей
[пути]  А ничто не может двигаться, а сразу становится продвинувшимся, тогда
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-