Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель - Физика
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
в настоящий момент одно и то же, то почему, когда [человек] утратил и  снова
вернул здоровье,  нынешнее и  прежнее [здоровье] не будет  единым по  числу?
Ведь отношение  то  же самое, разница только в том, что, если не  считать их
двумя, необходимо, чтобы  они  были тем  же самым  как  по  числу, так и  по
состояниям; ведь у того, что одно по  числу, будет одна деятельность. Но, [с
другой  стороны,]  если состояние  одно,  то деятельность, может быть,  и не
будет казаться единой (ведь когда [человек]  перестает  ходить, то  хождения
уже нет; [оно  будет]  снова,  когда [человек] пойдет).  Следовательно, если
[здоровье] одно и то же, то станет возможным для одного и того же [предмета]
несколько  раз  исчезать  и  существовать. Впрочем,  эти  трудности лежат за
пределами настоящего исследования.
     Так  как всякое  движение  непрерывно, то  необходимо, чтобы и подлинно
единое движение было  непрерывным, если только  всякое [движение]  делимо, а
если  непрерывно,  то единым. Ведь не всякое движение образует непрерывность
со всяким  другим, так же  как не всякая случайная вещь с любой случайной, а
только те,  концы  которых соединяются  в одно.  Концы же  бывают не  у всех
вещей,  у  других они  разного вида  и только  одинаковы по названию;  каким
образом, например, может соединиться в одно конец линии и прогулки? Смежными
могут быть и [движения]  разного вида и рода, так как [может случиться, что]
после  бега [человека]  сразу  же  залихорадит,  и  перемещение  может  быть
смежным, но не непрерывным  -- подобно факелу,  передаваемому из рук в руки;
непрерывным же [оно] не будет:  ведь  [нами] установлено, что непрерывно то,
концы которого соединяются воедино. Таким образом, смежные и следующие  друг
за  другом  [вещи]   непрерывны  только  во  времени,  непрерывными  же   [в
собственном смысле называются вещи, непрерывные] по движению, а  это  [имеет
место  тогда],  когда  концы обоих [движений]  совпадают.  Поэтому  подлинно
непрерывное  и  единое движение должно  быть  тождественным  по  виду,  быть
движением единого  предмета  и  в единое время -- в единое  время  для того,
чтобы  в промежутке не было  неподвижности (так  как  в перерыве  необходимо
[наступает] покой. Следовательно,  там, где  в  промежутке  [имеется] покой,
[существует]   несколько  движений,  а  не  одно;  так  что   если  движение
прерывается  остановкой,  оно не едино  и не непрерывно; а прерывается  оно,
если в промежутке [проходит  некоторое] время). В [движении же] не едином по
виду,  даже  если оно  не прерывается, время  единое, а  движение  [все  же]
разного вида,  так как единое движение  должно  быть  движением одного вида,
последнее  же  не обязательно должно быть подлинно  единым.  Итак, что такое
подлинно единое движение, об этом сказано.
     Далее, единым  [движением]  называют  также  законченное  [движение] --
будет ли оно [законченным] в отношении рода, вида или сущности; так же как и
во  всем прочем, законченное и целое относятся к  единому. Бывает, [однако],
что  и незаконченное  [движение]  называется единым, если только  оно  будет
непрерывным.
     Наконец,  в  ином   значении  помимо  указанных  называется   единым  и
равномерное движение. Неравномерное движение таково,  что не кажется единым;
таким  [кажется]  скорее  равномерное,  как,  например,  прямолинейное,  ибо
неравномерное   [движение]  разделимо  [на  участки,  отличающиеся  один  от
другого];  различие  при этом сводится к большей и меньшей степени.  Всякому
движению  присущи равномерность или  ее отсутствие, так  как и  качественное
изменение  может  происходить  равномерно,  и  перемещение  может  идти   по
равномерному пути, например кругу или прямой; то же (относится) к увеличению
и уменьшению. Различия же в неравномерном [движении] зависят иногда  от пути
движения: движение  не  может  быть  равномерным, если оно происходит не  по
равномерной  величине,  например ломаной  [линии],  или  по спирали,  или по
другой  величине,  у которой  любая  часть  не подходит  к  любой. Иногда же
неравномерность  не  зависит  ни  от  места,  ни  от  времени,  ни  от  цели
[движения],  а  от  того, как  происходит  [само  движение],  а  именно  она
определяется  иногда  быстротой  или  медленностью  [движения];  движение  с
одинаковой скоростью [будет] равномерным, с  неодинаковой --  неравномерным.
Поэтому быстрота и медленность -- не виды и не [видовые]  различия движения,
так  как  они  сопутствуют  всем видовым  различиям. Следовательно,  они  не
тождественны с  тяжестью  и  легкостью,  которые  [движутся  каждая] в  свое
собственное [место], например земля к земле, а огонь  к огню. Таким образом,
неравномерное движение едино вследствие непрерывности, но в меньшей степени,
что имеет место,  например, при перемещении по ломаной [линии], ибо  меньшая
степень  всегда [представляет  собой] смешение  с  противоположностью.  Если
всякое  единое  [движение]  может  быть равномерным  или  неравномерным,  то
смежные, но различные по виду [движения] не образуют  единого и непрерывного
[движения];  действительно, каким  образом сложится равномерное  движение из
качественного  изменения и перемещения? Ведь  для этого  они должны были  бы
подходить друг к другу.

     ГЛАВА ПЯТАЯ

     Далее следует определить, какое движение какому противоположно, и то же
самое  относительно  пребывания  в  покое.  Прежде  всего  надо  установить,
противоположно ли  движение [1] из одного состояния в то же самое (например,
[движение)  из  здоровья  [движению]   в   здоровье),   такими   же  кажутся
возникновение  и  уничтожение,  или  [2]  [движение]  из  противоположностей
(например, [движение] из здоровья [движению] из болезни), или [3] [движение]
в противоположности (например, [движение] в здоровье [движению]  в болезнь),
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-