Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель - Физика
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
того же рода (например, линии или линий в случае линии, единицы или единиц в
случае  единицы, дома  в случае дома), но ничто не препятствует находиться в
промежутке чему-нибудь иному, ибо "следующее" следует за чем-то определенным
и находится  после него: ведь единица не следует за двумя и первое новолуние
за вторым, и наоборот.
     "Смежное" есть то, что,  следуя за  другим, касается его. "Непрерывное"
есть  само по себе нечто смежное, я говорю о непрерывном,  когда граница, по
которой соприкасаются оба следующих друг за  другом предмета, становится для
обоих  одной и  той  же и,  как  показывает название,  не прерывается, а это
невозможно,  пока у них существуют два края. Из этого определения ясно,  что
непрерывность  имеется  в  таких  вещах,  из  которых  путем  касания  может
получиться нечто единое, и как соединяющее становится,  пожалуй, единым, так
и  целое будет единым, например  соединенное гвоздем,  клеем,  прижатием или
приращением.
     Очевидно  также,  что  первоначальным (среди  всех  этих понятий] будет
"следующее  по порядку", так  как соприкасающееся должно следовать  [одно за
другим], а "следующее по порядку"  не все  соприкасается (поэтому и  в вещах
первичных по своему значению, например в числах, следование по порядку есть,
а касания нет). И если [имеется] непрерывность, должно быть касание, если же
(имеется] касание, непрерывности еще нет: ведь нет необходимости, чтобы края
предметов, если находятся вместе, сливались в одно, но если  они сливаются в
одно, то необходимо [находятся] вместе. Поэтому срастание бывает последним в
возникновении,  так  как  для  срастания краев  необходимо  их  касание,  но
касающиеся друг друга края  не все срослись; там же, где нет касания, нет  и
срастания. Следовательно, если, как говорят, существуют обособленные точки и
единицы, то  единица и  точка  не могут быть тождественными, так  как точкам
присуще касание,  единицам же -- следование  друг за другом;  и в промежутке
между  точками  может находиться чтонибудь  (ведь всякая линия  лежит  между
[двумя] точками),  для  тех  же  такой необходимости  нет;  между двойкой  и
единицей нет ничего промежуточного.
     Итак,  что такое  "вместе",  "раздельно",  "касание",  "промежуточное",
"следующее по порядку", "смежное" и "непрерывное" и что  присуще  каждому из
них, обо всем этом сказано.

     ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

     Движение называется единым в нескольких значениях, так как мы говорим о
едином  в   различном  смысле.  Движение   одного  рода  определяется  видом
категории,  [под которую  оно  подпадает], (так, перемещение  одного рода со
всяким  [другим]  перемещением;  качественное  же  изменение  и  перемещение
разного  рода). Движение одного  вида  то, которое,  принадлежа одному роду,
относится к неделимому виду. Например,  существуют различия в цвете, поэтому
почернение  и   поселение  различны   по  виду;  однако  побеление  по  виду
тождественно со всяким [другим] побелением, так же как и всякое почернение с
[другим]  почернением. Различий  белизны  не  существует,  поэтому побеление
едино по виду со всяким [другим] побелением.  Если же  существуют  кое-какие
[движения], которые одновременно являются  родовыми и видовыми, то очевидно,
что в некотором отношении они будут одного вида, а в прямом смысле нет: так,
например, обучение,  поскольку  оно наука,  --  вид  постижения, но как  род
объемлет различные науки.
     Можно поставить вопрос, будет ли движение  по виду единым, когда один и
тот же предмет из одного [состояния] изменяется в то же самое, например если
точка, выходя  из  определенного  места, снова  и снова возвращается в то же
место. Если  это так,  круговое движение  будет  тождественно с движением по
прямой   и  вращение  с  поступательным   движением;  или  (можно   считать]
установленным,  что  движение  различно,  если путь его различен по виду,  а
окружность отлична по виду от прямой?
     Итак, по роду и виду движение едино в таком смысле; подлинно  же единым
[следует считать] движение, единое по сущности и по  числу; каким  оно будет
--   это   станет   очевидно   из   [следующего]    разбора.   Имеются   три
[обстоятельства], в отношении которых мы говорим о движении: "что" движется,
"в  чем" и  "когда".  Я имею  в  виду,  что  необходимо  должно  быть  нечто
движущееся, например человек  или золото [?], далее, то, в чем оно движется,
например  место  или  состояние  [предмета], и когда [именно],  так как  все
движется  во  времени.  Из них  единство по роду  и  виду  заключается в том
предмете,  в  котором  происходит  движение,  смежность  --  во  времени,  а
собственно единство  [движения] -- во всех трех;  ибо  и "в чем" должно быть
единым и неделимым, например определенный вид,  и "когда", например единое и
безостановочное время,  и  движущийся  [предмет]  должен  быть единым  не по
совпадению, как,  например,  бледное  становиться смуглым,  а  Кориск ходить
(Кориск и бледное  -- единство, но только по совпадению),  и  не должен быть
общим: возможно ведь двум лицам выздороветь одним  и тем  же выздоровлением,
например  от воспаления глаз, но это не будет одним и тем  же [движением], а
только [движением] одного вида. А если Сократ испытывает одинаковое  по виду
качественное изменение, но [сначала] в одно время, а  затем снова в другое и
если возможно тому,  что исчезло, снова  возникнуть единым  по числу; то  [и
изменение] будет тождественным и единым, если же нет -- тождественным, но не
единым.  Сходное затруднение  [представляет  вопрос):  может ли  здоровье  и
вообще свойства и состояния тел быть по своей сущности едиными: ведь [тела],
обладающие ими, очевидно, движутся и текут. Если же здоровье сегодня утром и
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-