|
покой), возникновение и уничтожение, так что возникающее, когда станет
возникающим, тогда и уничтожается, но не только что возникшее и не позже --
так как прежде должно существовать то, что уничтожается.
Далее, в основе возникающего и изменяющегося должна лежать материя.
Какова же она будет [в данном случае)? Как способным к качественному
изменению [может быть] либо тело, либо душа, так что именно [будет здесь]
возникающим: движение или возникновение? И опять-таки: что будет там, во что
[они] движутся? Ведь движение предмета из этого в это должно быть чем-то
определенным, а не просто движением и возникновением; как же это будет все
вместе? Обучение ведь не будет возникновением обучения, следовательно, и
возникновение не будет возникновением возникновения и вообще чем-нибудь
чегонибудь.
Далее, если существуют три вида движения, каждое из них необходимо
должно иметь и природный субстрат, и то, во что они движутся; например,
перемещение должно или качественно измениться или перемещаться
Вообще же, так как всякий предмет движется трояким образом: или по
совпадению, или какой-либо частью, или сам по себе, то изменение может
изменяться только по совпадению, например если выздоравливающий будет бегать
или учиться; а изменение по совпадению мы давно уже оставили в стороне.
Так как не существует движения ни сущности, ни отношения, ни действия,
ни претерпевания, то остается только движение в отношении качества,
количества и места, ибо в каждом из них имеется своя противоположность.
Движение в отношении качества мы назовем качественным изменением; это общее
наименование объединяет [обе противоположности]. Я разумею под качеством не
то, что принадлежит к сущности (так как и видовое различие есть качество), а
то, что способно испытывать воздействие, в отношении чего [предмет] называют
подвергающимся воздействию или не подверженным ему. Движение в отношении
количества не имеет общего названия, соответственно же каждому [направлению]
-- рост и убыль, именно движение в направлении законченной величины -- рост,
а в противоположном -- убыль. Движение в отношении места не имеет ни общего,
ни частных названий -- назовем его перемещением, хотя о перемещении в
собственном смысле слова говорится только тогда, когда тела, меняющие место,
не могут сами остановиться, и о тех, которые не сами передвигают себя с
места на место. Изменение [в пределах] одной и той же формы к большей или
меньшей [степени] есть качественное изменение. Ведь движение происходит от
противоположного к противоположному или вообще, или определенным образом, и
вот движение, идущее к меньшей степени, будет называться изменением в
противоположное, к большей степени -- от противоположного в прежнее. Нет
никакого различия, происходит ли изменение вообще или определенным образом,
только в последнем случае должны быть в наличии определенные
противоположности, а большее или меньшее означает наличие большей или
меньшей противоположности.
Из сказанного ясно, что существуют только эти три [вида] движения.
[О неподвижном] Неподвижное -- это и то, чему вообще невозможно
двигаться, как звуку быть видимым, и то, что в течение длительного времени
лишь едва сдвигается или [крайне] медленно приходит в движение -- так
называемое трудноподвижное, и то, [наконец], что по природе способно к
движению, но не двигается ни в то время, ни в то место, ни таким образом,
как должно [ему] двигаться по природе, только одно это из всех неподвижных
тел я называю покоящимся; так как покой противоположен движению,
следовательно, он будет лишенностью носителя [движения]. Итак, что такое
движение и покой, сколько [имеется] видов изменения и каковы движения -- это
ясно из сказанного.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
После этого скажем, что значит "вместе" и "раздельно" и что такое
"касание", "промежуточное", "следующее по порядку", "смежное" и
"непрерывное" и каким [вещам] по природе каждое из них присуще.
"Вместе" я говорю о таких предметах, которые в отношении места
находятся в одном первом месте, "раздельно" -- которые [находятся] в разных
[местах], "касаться" -- о таких [предметах], края которых [находятся]
вместе. Так как всякое изменение происходит между противолежащими, а
противолежащими могут быть противоположности [в собственном смысле слова] и
противоречия, причем в противоречии нет ничего среднего, то ясно, что
"промежуточное" может быть только между противоположностями. "Промежуточное"
-- первое, к чему свойственно приходить изменяющемуся [телу], прежде чем оно
превратится в последнее при непрерывном изменении согласно [своей] природе.
Это "промежуточное" требует по крайней мере трех [вещей]. А именно,
последним в изменении будет противоположное, а непрерывно движется то, что
не обнаруживает никакого разрыва или [может быть] самый малый разрыв -- не
во времени, а в предмете движения (ничему ведь не мешает разрыв, когда
немедленно после самой низкой ноты зазвучит самая высокая) Это же очевидно в
перемещениях и других изменениях. Противоположным по месту будет наиболее
отстоящее от него по прямой линии, так как [прямая линия -- это наименьшая,
а только] наименьшая [линия точно] определена, мерой же [должно быть]
определенное.
"Следующим по порядку" [называется предмет], находящийся за начальным
по положению или по природе или отделенный от него другим способом, если
между ним и тем, за чем он следует, не находится в промежутке [предметов]
|
|