Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель - Физика
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
противопоставления:  ведь  [в этом случае]  нет  ни  противоположностей,  ни
противоречия.
     Изменение  из   не   субстрата  в  субстрат,  находящийся  в  отношении
противоречия  (к  своему отрицанию],  есть  возникновение,  если  вообще  --
простое  [возникновение],  если  определенное,  то  [возникновение  чего-то]
определенного (например, [изменение] из не-белого в белое есть возникновение
белого,   а  изменение   из  несуществующего   вообще   в   сущность  [есть]
возникновение  вообще,  поскольку  мы   говорим  вообще  "возникает",  а  не
"чтонибудь  возникает").  Изменение  из   субстрата  в  не   субстрат   есть
уничтожение: вообще -- из сущности  в небытие, а  определенное [уничтожение]
-- в противолежащее отрицание [чего-то определенного] так же, как  сказано и
о возникновении.
     И  вот,  если  [термин]  "несуществующее" имеет  несколько значений,  и
[несуществующее]  ни в смысле (ошибочного] сочетания или разделения не может
находиться  в  движении,  ни  в смысле находящегося  в  возможности, которое
противолежит вообще существующему актуально (ибо хотя для  "не белого" и "не
доброго" допустимо все же  двигаться по  совпадению,  ведь "не белое"  может
оказаться   человеком,  однако  для  того,  что  вообще  не  есть   что-либо
определенное, --  ни в коем случае); следовательно, несуществующее не  может
находиться в движении.  Если  же это так, то  и возникновение не  может быть
движением:  ведь  возникает  несуществующее.   Если   даже  возникновение  и
происходит  чаще  всего  по  совпадению,  все-таки  правильно  сказать,  что
несуществующее  присуще возникновению  вообще;  то  же относится и к  покою.
Такие  трудноприемлемые   [положения]   получаются,  если   [признать,  что]
несуществующее движется, и если [к тому же] всякое движущееся тело находится
(в какомлибо] месте; несуществующее же не имеет  места, иначе оно находилось
бы  где-нибудь.  И  уничтожение, конечно, не  есть  движение: ведь  движению
противоположно   или   [другое]   движение,   или   покой,   а   уничтожение
противоположно возникновению.
     Так  как  всякое  движение  есть  некоторое  изменение  и  имеется  три
указанных  вида изменений, из  которых  возникновение и уничтожение не  суть
движения, как основанные  на противоречии,  то по необходимости одно  только
изменение из субстрата  в субстрат и  есть движение А  [исходный и конечный]
субстраты  или  противоположны [друг другу],  или лежат в  промежутке, ибо и
лишенность   должна   быть   взята  как   противоположность   и   выражаться
утвердительным суждением, например "голое", "беззубое", темное.
     Итак,  если  категории разделяются на  сущность,  качество, где, когда,
отношение,  количество  и  действие или претерпевание, то необходимо  должны
существовать  три  [типа]  движения  [движение]  качества,  количества  и  в
отношении места.

     ГЛАВА ВТОРАЯ

     Для [категории] сущности движения нет, так как ничто существующее ей не
противоположно,  так же, конечно, и для отношения: ведь при изменении одного
[члена отношения] вполне допустимо утверждать, что  другой  не меняется, так
что  движение  обоих [будет]  по  совпадению.  Нет  также  движения  ни  для
действующего и претерпевающего, ни  для всего движимого и движущего, так как
нет  ни  движения  движения,  ни  возникновения   возникновения,  ни  вообще
изменения изменения.
     Прежде   всего  движение  движения  могло  бы  быть   двояким  образом.
Во-первых, как [движение] субстрата (как, например, движется человек,  когда
он  превращается  из бледного в  смуглое. Но  разве  таким  же образом может
движение нагреваться, охлаждаться, менять  место, расти  и убывать? Ведь это
невозможно,  так как  изменение  не  есть  какой-либо  субстрат).  Вовторых,
[движение движения  можно предполагать], когда  какойнибудь  другой субстрат
переходит  из  одного  изменения в  другой  вид, как, например,  человек  из
болезни  в здоровье.  Но  и  это возможно  только  по совпадению,  ибо  само
движение из одного  вида в  другой  есть изменение;  то  же  относится  и  к
возникновению,  и к возникновению  и  уничтожению,  только они изменяются  в
противолежащее одним способом,  а движение  -- иначе. Следовательно, человек
одновременно изменяется из здоровья в болезнь и из этого изменения в другое.
Ясно.  что,  когда  (человек]  заболел,  он  уже  должен  был  измениться  в
какуюнибудь сторону (возможно, однако, и наступление покоя).  И  далее,  это
[другое изменение] будет не всегда идти в любом случайном направлении, и оно
пойдет из  чего-нибудь  во  чтонибудь  другое; следовательно,  может быть  и
противолежащее изменение  --  выздоровление,  но  только по совпадению, как,
например,  происходит  изменение  из  воспоминания в  забывание, потому  что
субъект изменения один раз изменяется в знание, другой -- в незнание.
     Далее, если было  бы изменение изменения и возникновение возникновения,
то получился  бы бесконечный ряд [изменений и возникновений]. Действительно,
если [такое изменение] будет в последующем, оно необходимо [должно быть] и в
предыдущем; например,  если  возникло когда-нибудь простое возникновение, то
возникло и возникающее,  так что тогда не  было еще  просто возникающего,  а
нечто  возникающее  [как] уже возникающее,  и снова  оно когда-то  возникло,
следовательно, и тогда не  было  возникающего. А так  как в бесконечном  нет
ничего первого, то  первого [возникающего]  не будет,  а  следовательно,  не
будет  и следующего за ним;  в результате ничего не  сможет ни возникать, ни
двигаться, ни изменяться
     Далее, одному и тому же [предмету] присущи противоположное движение  (и
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-