Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель - Физика
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 












       КНИГА ПЯТАЯ (Е) 

     ГЛАВА ПЕРВАЯ

     Все  изменяющееся изменяется  или по  совпадению,  например,  когда  мы
говорим:  "[вот]  идет  образование",  так   как  идет  [человек],  которому
случилось быть  образованным,  или  вообще говорится об изменении вследствие
изменения чего-нибудь  в предмете,  например когда мы говорим,  имея с  виду
части [предмета],  что (тело выздоравливает, потому что выздоравливает  глаз
или  грудь, а они  суть части  тела как  целого).  Но существует  и  то, что
движется не по совпадению и не потому,  что [движется] другое, относящееся к
его частям, но само по себе и первично. Это есть способное двигаться само по
себе,  но  различное  для  каждого  вида  движения,   например  способное  к
качественному изменению, а [в области] качественного изменения, -- исцелимое
и способное нагреваться, как нечто различное.
     То  же  относится и к движущему:  одно  движет  по  совпадению,  другое
вследствие того, что в нем [движет] какая-нибудь часть, третье первично само
по себе, например врач исцеляет, а рука ударяет.
     Раз существует первое движущее, существует и движимое, далее, то, в чем
происходит  движение, т. е.  время, и помимо [всего]  этого из чего и во что
идет движение, ибо  всякое движение [идет] из чего-нибудь и  во  что-нибудь,
ведь [1] изначально приводимое  в движение [2], то, во что движение приходит
и [3] из чего [исходит],  различны, как, например, [различны] дерево, теплое
и  холодное:  из них первое "что", второе "во что", третье "из чего". Что до
движения, то  ясно,  что оно  [происходит] в  дереве, а не  в форме, ибо  ни
форма, ни место, ни количество не приводят  в движение и не движутся, а есть
движущее,  движимое и во что  [движимое] движется. Дело в том, что изменение
именуется преимущественно по тому,  "во что" идет движение,  а не "из чего";
поэтому и гибель есть  изменение в несуществующее, хотя  гибнущее изменяется
из существующего, и возникновение есть (изменение) в существующее, хотя и из
несуществующего.
     Что такое движение, об этом было сказано раньше;  формы же, состояния и
место, в  которые  движутся движущиеся [тела],  неподвижны,  как,  например,
знание и  теплота. Однако может возникнуть затруднение: если  состояния суть
движения, а белизна -- состояние, тогда произойдет изменение в движение. Но,
по-видимому,  не белизна  [как свойство)  есть  движение, а побеление.  Но и
среди  этих  [неподвижных  целей] одно существует  по  совпадению, другое по
частям и в отношении чегонибудь иного, а третье первично и  не в отношении к
[чемунибудь]  иному.  Так,  например, белеющее превращается  в  мыслимое  по
совпадению  (так как цвету случайно пришлось  стать  предметом мысли),  а  в
цвет, поскольку  белое есть "часть", (т. е.  видовое различие], цвета  (и  в
Европу, потому что Афины часть Европы), в белую же окраску само по себе.
     Итак,  в  каком смысле  происходит движение само по  себе,  в каком  по
совпадению и в отношении другого, как для движущего, так и для движимого, --
это  ясно,  а  также  [ясно],  что движение [происходит]  не  в  форме, а  в
движущемся [предмете],  способном к актуальному движению. Оставим  изменение
по  совпадению в  стороне: оно  встречается  во всех  [предметах]  всегда  и
всякого  рода, а изменение не по совпадению  (происходит] не во  всех,  но в
противоположных и промежуточных  между ними и  в противоречивом. Убедиться в
этом можно  путем  рассмотрения частных случаев. Изменение из промежуточного
[происходит следующим  образом]: оно  пользуется  им как  противоположным по
отношению  к  каждому [из  крайних  членов  противоположности),  так  как  в
некотором  смысле  промежуточное  есть каждое из  крайних. Поэтому и  оно по
отношению к крайним  и  те по отношению к нему считаются в некотором  смысле
противоположностями; так, например, средний [по  высоте] тон будет низким по
отношению к самому высокому и  высоким по отношению к самому низкому и серое
(покажется] белым по отношению к черному и черным по отношению к белому.
     Так  как всякое  изменение происходит из чего-нибудь во что-нибудь (это
показывает и название, так как  оно указывает нечто после другого и, с одной
стороны, предшествующее,  с  другой -- последующее), то  изменяющееся  может
изменяться  четверояким  образом:  или  из  субстрата  в  субстрат,  или  из
субстрата в не субстрат, или из не субстрата  в субстрат или, [наконец],  из
не субстрата в  не субстрат; субстратом же (в данном случае]  я называю  то,
что  выражается  утвердительным  суждением.  Таким  образом,  из  сказанного
следует,  что необходимо существуют  три  [вида]  изменений: из  субстрата в
субстрат, из субстрата  в не субстрат и из не субстрата в субстрат,  так как
из не субстрата  в  не субстрат  изменения  не бывает вследствие  отсутствия
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-