Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель - Физика
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
простирается  время, и если в обе  стороны, то  и были и  будут; а  то,  что
никогда не  объемлется временем, не было, не есть и не будет. Есть и  такого
рода несуществующие  [предметы], противоположности которых существуют вечно,
например несоизмеримость диагонали [квадрата с его стороной] будет всегда, и
это  не  будет  во  времени;  не  будет,  следовательно,  [во  времени] и ее
соизмеримость  вследствие того,  что этого никогда не будет, потому  что оно
противоположно  вечно существующему. А все [вещи], противоположности которых
существуют не всегда, могут быть и не быть, и им свойственны возникновение и
гибель.

     ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

     "Теперь",  как  было  сказано,  есть  непрерывная  связь  времени:  оно
связывает прошедшее с  будущим и вообще есть граница времени, будучи началом
одного и концом другого. Но это не так заметно, как для пребывающей на месте
точки.  Ведь "теперь" разделяет в возможности. И поскольку оно таково, "оно"
всегда иное,  поскольку же  связывает,  всегда  тождественно, как [точка]  в
математических линиях: ведь в мысли это  не  всегда одна  и та же точка, ибо
при  продолжающемся делении  она  [каждый раз]  иная, поскольку же это  одна
точка,  она  всюду  тождественна. Так  же  и  "теперь": с одной стороны, оно
деление  времени в  возможности,  с  другой  -- граница  обеих частей  и  их
объединение, а разделение и соединение одного и того же тождественно, только
бытие их различно.
     Таково одно  из значений [слова]  "теперь", другое  же -- когда время к
нему близко.  Говорят: "он придет  теперь",  потому что придет  сегодня, "он
теперь пришел", потому что  пришел сегодня. А события в Илионе  произошли не
теперь, и нет потопа теперь;  хотя время [от нас] до них непрерывно, но  они
не  близки  нам.  "Когда-то" и "когда-нибудь"  говорим мы  о времени  в  тех
случаях, когда  отделяем его  от  настоящего,  например "когда-то была взята
Троя" и "когда-нибудь будет потоп", так как эти [события] надо ограничить от
"теперь". Пройдет,  следовательно,  некоторое  количество  времени до  этого
события  и протекло от  события  в прошлом.  Если же нет времени, которое не
было  бы  "когда-нибудь",  то  всякое  время  будет  ограниченным.  Что  же,
следовательно, время прекратится? Нет, если движение существует вечно. Будет
ли  время всегда  разным или повторно тем же самым?  Ясно,  что, каким будет
движение, таким и время: если оно, [движение], когда-нибудь  станет таким же
точно и  единым,  и время будет одним и  таким же  точно, если же нет --  не
будет. Так как "теперь" есть конец и начало времени, только не одного и того
же, а конец прошедшего и начало будущего, то, подобно кругу, который в одном
и том же [месте] и выпукл и вогнут, и время  всегда начинается и  кончается.
Поэтому  оно  и кажется всегда  различным:  ведь  "теперь" служит началом  и
концом  не  одного и  того же, иначе в одном  и том  же сразу  окажутся  две
противоположности.  И  оно   никогда  не  прекратится,  потому   что  всегда
начинается.
     "Уже"   обозначает   часть   будущего  времени,  близкую  к  настоящему
неделимому "теперь". "Когда ты пойдешь?" -- "Уже  [иду]" --  так как  близко
время, когда он пойдет.  "Уже" обозначает также и часть прошедшего  времени,
не отдаленную от "теперь". "Когда ты пойдешь?"  -- "Уже пошел". А "Илион уже
взят" мы не говорим,  так как слишком далеко от "теперь". "Только что" также
обозначает  часть  прошедшего,  близкую  к  настоящему  "теперь".  "Когда ты
пришел?"  --  "Только что" --  если  время близко  к  нынешнему "теперь",  а
"давно"- если оно далеко. "Внезапно" есть то, что выходит из своего обычного
состояния в течение неощутимого по своей малости времени, а всякое изменение
по природе  есть выхождение из обычного состояния. В определенное  время все
возникает  и  гибнет, поэтому одни называли [время] мудрейшим,  а пифагореец
Парон, наоборот, невежественнейшим, потому что со временем все забывается; и
это  правильнее.  Ясно,  что  время  само  по  себе  скорее  будет  причиной
уничтожения, чем возникновения, как сказано и раньше (ведь изменение само по
себе есть выхождение из себя), а причиной возникновения и бытия  -- [только]
по  совпадению.  Достаточным свидетельством  тому  служит  то, что ничто  не
возникает, не  будучи таким-то образом в движении и действии, а уничтожается
и  то, что не движется;  именно  это мы  и привыкли  называть разрушением от
времени.  Однако  не  время  его  вызывает,  а  просто  во времени бывает по
совпадению и такое изменение.
     Итак, что время существует,  и  что оно такое, и  во скольких значениях
говорится  о  "теперь",  и  что  такое "когданибудь",  "только что",  "уже",
"давно" и "внезапно", обо всем этом сказано.

     ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

     После того как мы все это так рассмотрели, ясно, что всякое изменение и
все движущееся существуют во времени: ведь "быстрее" и "медленнее" приложимо
ко  всякому изменению,  так как обнаруживается во всех них. Я называю  более
быстро  движущимся  то, что  прежде  [другого]  достигает  предназначенного,
проходя одинаковое  расстояние и  двигаясь  равномерным движением, например,
при  перемещении,  если  оба [предмета] движутся по  окружности  или  оба по
прямой; то же относится и к прочим видам движения. Но "прежде"  относится ко
времени:  ведь  мы говорим  "прежде" и  "после", имея  в  виду отстоящую  от
"теперь", а "теперь" --  граница прошедшего  и будущего; следовательно, если
[моменты)  "теперь" находятся во времени, то во  времени будут и  "прежде" и
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-