|
[чтонибудь происходит], и начало исходят из определения и рассуждения, так
же как и в [вещах], созданных искусством: раз дом [должен быть] такой, то по
необходимости должно произойти и быть в наличии то-то, а если здоровье есть
то-то, необходимо произойти и быть тому-то. Так же, если человек есть то-то,
тогда [должно произойти] то и то, а если [будет] то и то, то [в свою очередь
потребуется] то-то. Может быть, и в самом определении имеется необходимость.
Предположим, что распиливание определено как некоторого рода разделение, но
последнее не произойдет, если пила не будет иметь зубьев такого-то качества,
а эти зубья не будут такими, если их не сделать железными. И в самом
определении некоторые части суть как бы его материя.
КНИГА ТРЕТЬЯ (Г)
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Так как природа есть начало движения и изменения, а предмет нашего
исследования -- природа, то нельзя оставлять невыясненным, что такое
движение: ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание
природы. Определив то, что относится к движению, надо попытаться подойти
таким же образом и к последующему. Так вот, движение, по всей видимости,
есть [нечто] непрерывное, а бесконечное проявляется прежде всего в
непрерывном; поэтому, определяя непрерывное, приходится часто пользоваться
понятием бесконечного, так как непрерывное бесконечно делимо. Кроме того,
движение невозможно без места, пустоты и времени. Ясно, что поэтому, а также
потому, что они общи всему и причастны всякой [вещи], следует предварительно
рассмотреть каждое из них, так как изучение частного должно следовать за
изучением того, что обще всему. И прежде всего, как мы сказали, [речь
пойдет] о движении.
Из существующего одно существует только в действительности, другое -- в
возможности и действительности; одно есть определенный предмет, другое --
количество, третье -- качество; то же относится и к прочим категориям
сущего. В категории отношения об одном говорится в смысле избытка и
недостатка, о другом -- как о действующем и претерпевающем и вообще как о
движущем и подвижном, ибо движущее есть движущее [лишь] по отношению к
подвижному, а подвижное таково [лишь] по отношению к движущему. Но движения
помимо вещей не существует: ведь все меняющееся меняется всегда или в
отношении сущности, или [в отношении] количества, или качества, или места, а
ничего общего, как мы сказали, нельзя усмотреть в вещах, что не было бы ни
определенным предметом, ни количеством, ни качеством, ни какой-либо другой
категорией. Так что если, кроме указанного, нет ничего сущего, то и движение
и изменение ничему иному не присущи, кроме как указанному. Каждый же из этих
[родов сущего) присущ всему двояким образом, например: определенному
предмету, с одной стороны, как форма его, с другой -- как лишенность; в
отношении качества -- одно есть белое, а другое черное; в отношении
количества -- одно завершенное, другое -- незавершенное; равным образом и в
отношении перемещения -- одно вверх, другое вниз или одно легкое, другое
тяжелое. Таким образом, видов движения и изменения имеется столько же,
сколько и [родов] сущего.
А так как в каждом роде мы различали [существующее) в действительности
и в возможности, то движение есть действительность существующего в
возможности, поскольку [последнее] таково; например, [действительность]
могущего качественно изменяться, поскольку оно способно к такому изменению,
есть качественное изменение; (действительность] способного к росту и к
противолежащему -- убыли (ибо общего имени для того и другого нет) есть рост
и убыль; [действительность] способного возникать и уничтожаться --
возникновение и уничтожение, способного перемещаться -- перемещение.
А то, что все это есть движение, ясно из следующего [примера]. Когда
то, что может строиться, поскольку мы называем его таковым, становится
действительностью, оно строится, и это есть строительство; то же относится и
к обучению, лечению, катанию, прыганию, созреванию, старению. Так как
некоторые [вещи] существуют и в возможности, и в действительности, только не
одновременно и не в отношении одного и того же (как, например, теплое в
возможности, но холодное в действительности), то многие [из них] будут
действовать друг на друга и испытывать воздействия друг от друга, ибо каждая
такая вещь будет действующей и вместе с тем испытывающей воздействие. Таким
образом, движущее физически [всегда] подвижно, ибо все подобное приводит в
движение, будучи и само движимым. Некоторым кажется, что все (вообще)
движущее движется, но, как обстоит в этом отношении дело, будет ясно из
|
|