Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель - Физика
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
объемлющие роды  причин по  совпадению, например если [сказать, что] причина
статуи -- человек или вообще живое существо.  И  среди причин  по совпадению
одна бывает более отдаленной,  другая  -- более  близкой  причиной, например
если называть  причиной статуи  бледного и образованного [человека].  О всех
причинах,  будь то причины в  собственном смысле  или по  совпадению,  можно
говорить как  о  причинах либо  возможных,  либо  действительных;  например,
причина  постройки дома -- строитель вообще и строитель, строящий  этот дом.
То  же  следует  сказать  и  относительно  вещей,  для которых причины  суть
указанные [выше] причины,  например относительно данной  статуи,  или статуи
[вообще], или изображения  в самом общем смысле, а также данного куска меди,
или меди  [вообще], или материи в самом общем смысле; то  же  и относительно
причин  по  совпадению.  Далее, можно  говорить о  сочетаниях  тех и  других
причин, например не Поликлет и не скульптор [вообще], а скульптор Поликлет.
     Однако все  эти различия можно свести к шести, каждое в двояком смысле,
именно: причина  как  единичный предмет, как  род,  как  совпадение, как род
совпадения, причем эти  последние либо в  сочетании, либо взятые отдельно. И
все они [могут быть причинами] либо деятельными, либо в возможности. Разница
заключается в том,  что причины  деятельные  и  единичные существуют или  не
существуют  одновременно с тем, причинами чего  они  являются, например этот
лечащий врач  вместе с этим выздоравливающим и этот строящий  вместе  с этой
постройкой; а с причинами в возможности [так  бывает] не  всегда, ибо  дом и
строитель уничтожаются не одновременно.
     Так  же  как  и во  всем прочем, всегда  следует  искать высшую причину
каждого [предмета]; например,  человек строит,  потому что  он строитель,  а
строитель  благодаря искусству  строительства -- это именно и есть первичная
причина; и  так  же  во всех случаях. Далее,  роды  суть причины для  родов,
единичные  [вещи] -- для  единичных (например, скульптор [вообще] -- причина
статуи [вообще], а данной статуи -- данный скульптор).
     Точно   так   же  возможности  [суть  причины]  возможных  [вещей],   а
деятельность -- [причина] осуществляемого.
     Итак, сколько имеется причин  и  каким образом они бывают причинами  --
это выяснено нами достаточно.

     ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

     В числе причин называют  также случай  и самопроизвольность и  говорят,
что  многое и  существует и  возникает благодаря  случаю  и самопроизвольно.
Каким  образом  случай  и самопроизвольность  принадлежат  к указанным  выше
причинам, [далее], означают ли случай и самопроизвольность одно и  то же или
[нечто] разное  и, вообще, что такое случай и самопроизвольность -- это надо
рассмотреть.  Ведь  некоторые  сомневаются,  существуют  они  или  нет;  они
утверждают, что ничто  не  происходит случайно,  но для всего, возникновение
чего  мы  приписываем  самопроизвольности  или случаю,  имеется определенная
причина;  например,  если  кто-либо вышел  на [рыночную]  площадь и случайно
встретил там  кого  желал, но не предполагал увидеть, то причиной этого было
желание пойти купить чтонибудь. Равным образом и относительно всего прочего,
что называется случайным, всегда  можно  найти  определенную  причину, а  не
случай, так как поистине показалось  бы странным, если бы случай представлял
собой  что-нибудь, и всякий стал  бы  недоумевать, почему никто  из  древних
мудрецов, указывая  причины  возникновения и  уничтожения, ничего не выяснил
относительно  случая;  однако,  по-видимому, и  они полагали,  что ничто  не
существует случайно.
     Но удивительно  и следующее: зная, что многое из  того, что возникает и
существует  случайно  и  самопроизвольно,  возможно свести  на  какую-нибудь
причину возникновения  --  как утверждает старинное  изречение,  отвергающее
случай, --  тем не менее все говорят, что одно  [возникает] случайно, другое
же  не  случайно, поэтому так  или  иначе  им  нужно было упомянуть об этом.
Однако они не думали, что случай относится к тем [причинам],  что  и любовь,
вражда,  разум, огонь или чтонибудь другое в том  же роде. Поэтому одинаково
странно как  то,  что  они не признавали его существования, так  и  то, что,
признавая, они обошли его молчанием, хотя иногда они и пользовались им, как,
например, Эмпедокл, который говорит, что воздух не всегда выделяется кверху,
а как придется. Во всяком случае, в своей Космогонии он пишет:

     Так устремлялся в своем он движеньи, а часто иначе,

     да  и  части животных,  по  его  словам,  возникают  по  большей  части
случайно.
     Есть и такие [философы],  которые причиной и нашего  Неба, и всех миров
считают самопроизвольность:  ведь  [они  считают,  что] сами собой возникают
вихрь  и  движение, разделяющее и  приводящее в данный  порядок Вселенную. В
особенности достойно  удивления  следующее:  они  говорят,  что  животные  и
растения  не существуют  и не  возникают случайно, а что причина  их --  или
природа, или разум, или  что-нибудь другое  подобное (ибо из  семени каждого
[живого существа] возникает не что придется, а из этого, вот, -- маслина, из
этого  же -- человек), а Небо  и наиболее  божественные  из вещей,  открытых
нашему взору,  возникают самопроизвольно, без всякой причины, подобной  той,
которая имеется у  животных  и растений. Если,  однако, дело  обстоит  таким
образом, то  это  само по себе  заслуживает  внимания и хорошо будет сказать
несколько слов по этому поводу.  Помимо того, что  и  по другим соображениям
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-