Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель - Физика
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
     [То же], когда и искусства  обрабатывают  материал: одни просто, другие
тщательно отделывая его, и мы  пользуемся всеми  предметами, как если бы они
существовали ради нас. В каком-то отношении ведь и мы [сами] есть цель; ведь
"ради чего"  имеет двоякое значение (об этом сказано в книге "О философии").
Есть также два искусства, овладевающие материалом и познающие его: искусство
пользования   и  искусство  руководства  изготовлением.  Ведь  и   искусство
пользования есть в  некотором отношении искусство руководства, но отличается
тем,  что  обладает  знанием  формы, искусство же руководства  изготовлением
знает материал: действительно, кормчий знает, какова должна быть форма руля,
и  предписывает ее, кораблестроитель  же знает,  из какого  дерева  и какими
приемами   может  быть  [руль]   сделан.  Итак,  в  предметах  искусства  мы
обрабатываем  материал  ради  [определенного]  дела, а в природных телах  он
имеется в наличии как нечто существующее.
     К  тому  же  материя принадлежит к  [категории] отношения, так как  для
разной формы [требуется] разная материя.
     До какого же предела физик должен знать форму и суть [вещи]? Не так ли,
как врач [знает] сухожилия, а кузнец -- медь, т. е. до известного предела, а
именно ради  чего  существует  каждая вещь, и притом [только] о тех, которые
отделимы по форме, но  заключены в материи. Ведь человек порождает человека,
но и Солнце [также]. Но как обстоит дело с  отделимостью [от материи) и  что
она такое -- определить это надлежит первой философии.

     ГЛАВА ТРЕТЬЯ

     Установив  все это,  мы должны  рассмотреть причины  --  каковы  они  и
сколько  их  по числу. Так как наше исследование предпринято  ради знания, а
знаем мы, по нашему убеждению, каждую  [вещь]  только тогда, когда понимаем,
"почему  [она]" (а  это  значит понять  первую  причину),  то  ясно, что нам
надлежит  сделать это  и относительно  возникновения, уничтожения и  всякого
физического изменения, чтобы,  зная их начала, мы  могли попытаться свести к
ним каждую исследуемую вещь.
     В одном значении причиной называется то,  "из чего", как  внутренне ему
присущего,  возникает что-нибудь, например медь  --  причина этой статуи или
серебро -- этой чаши,  и их роды. В другом значении [причиной будут] форма и
образец  -- а  это есть определение сути бытия  --  и их роды (например, для
октавы  отношение двух к  единице и вообще  число), а также составные  части
определения. Далее, [причиной называется то], откуда первое начало изменения
или покоя; например, давший совет есть причина, для ребенка причина -- отец,
и,  вообще,   производящее   --  причина  производимого  и   изменяющее   --
изменяемого.  Наконец,  [причина]  как  цель,  т. е.  "ради чего"; например,
[причина]  прогулки  -- здоровье.  Почему он гуляет? Мы скажем: "чтобы  быть
здоровым" -- и,  сказав  так,  полагаем,  что указали  причину.  И все,  что
возникает  в промежутке  на пути  к  цели, когда движение вызвано чем-нибудь
иным,  например  [на  пути]  к  здоровью  --  лечение  похуданием,  очищение
[желудка],  лекарства,  [врачебные] инструменты,--  все это существует  ради
цели  и отличается друг  от друга тем,  что одно  есть действия, а другое --
орудия.
     Итак,   [слово]  "причина"  употребляется  приблизительно   в  стольких
значениях. Вследствие такой многозначности может случиться, что одно и то же
имеет несколько  причин,  и  притом  (отнюдь] не  по  случайному совпадению;
например, причинами статуи [окажутся] искусство ваяния и медь -- и это не по
отношению  к чему-нибудь  разному, а  поскольку она статуя;  только [причины
эти]  разного рода: одна  как  материя, другая же "откуда  движение". Иногда
[две  вещи]  могут  быть причинами друг друга;  например,  труд  --  причина
хорошего  самочувствия, а  оно  --  причина труда,  но только  не одинаковым
образом, а в одном случае -- как цель, в  другом  же -- как начало движения.
Далее, одно и то же бывает причиной противоположных [событий], а именно: то,
присутствие  чего  есть причина определенного  события,  мы  иногда  считаем
причиной  противоположного,   когда  оно   отсутствует;  например,  причиной
крушения судна --  отсутствие  кормчего,  присутствие которого  [ранее] было
причиной его сохранности.
     Все только  что указанные  причины  попадают в один из четырех наиболее
явных разрядов.  Буквы слогов, материал [различного  рода] изделий, огонь  и
подобные  элементы тел, так  же  как части целого  и  посылки заключений, --
примеры причины "из чего"; одни из них как субстрат, например, части, другие
же как суть  бытия --  целое, соединение,  форма. А семя,  врач, советчик  и
вообще то, что действует,-- все это "откуда начало изменения, или покоя, или
движения".  Остальные же [суть причины]  как цель и благо  для  другого, ибо
"ради чего" обычно бывает наилучшим  благом и целью  для других [вещей]; при
этом нет никакой разницы, говорим ли  мы о самом благе или [лишь] о том, что
[только] кажется благом.
     Итак,  причины  таковы и  стольких  видов.  Разновидностей же причин по
числу, правда, много,  но если [их] сгруппировать,  то  их будет  меньше.  А
именно,  о  причинах  можно говорить поразному и из причин одного и  того же
вида одна по сравнению  с  другой  бывает  первичной  и вторичной; например,
причина здоровья --  врач  и сведущий  [вообще], причина октавы -- отношение
двух к одному и число [вообще], и во всех  случаях  -- объемлющее [общее] по
отношению  к  частному.  Далее, могут быть причины по совпадению и их  роды;
например,  причиной  статуи в одном  отношении будет  Поликлет, в  другом --
скульптор, поскольку случилось скульптору быть  Поликлетом.  Можно  брать  и
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-