Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Философия :: Европейская :: Древняя Греция :: Аристотель :: Аристотель - Физика
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-
 
такое утверждение  представляется нелепым, еще  более  нелепо говорить  это,
видя, что в Небе ничто не возникает самопроизвольно, а в том, что происходит
[будто  бы] не случайно,  многое происходит случайно. Однако, вероятно,  все
совершается противоположным образом.
     Есть и  такие  [люди], которым случай кажется причиной,  только неясной
для    человеческого    разумения,    будучи     чем-то    божественным    и
сверхъестественным.
     Итак,  следует  рассмотреть,  что такое  случай  и  самопроизвольность,
тождественны они или различны и каким образом они подпадают под определенные
нами ранее причины.

     ГЛАВА ПЯТАЯ

     Прежде всего, так как мы видим, что  одни  [события] происходят  всегда
одинаковым  образом, а другие -- по большей части, то, очевидно, что ни  для
тех, ни для других причиной нельзя  считать случай  или случайное -- ни  для
того,  что  [совершается]  по  необходимости  и всегда,  ни  для  того,  что
[происходит лишь]  по большей части.  Но так как наряду  с этим происходят и
другие  [события]  и все  называют  их  случайными,  то ясно,  что случай  и
самопроизвольность  представляют  собой  нечто:  мы ведь знаем, что такие-то
[вещи] случайны и случайные [вещи] таковы.
     Все происходящее происходит или  ради чего-нибудь,  или  нет (в  первом
случае или по выбору, или не по выбору, но и там, и здесь ради чего-нибудь),
так что  очевидно, что и  в происходящем не по необходимости и не по большей
части бывают  [события], которым может быть  присуща цель. Ради  чего-нибудь
происходит все  то, что делается по размышлении или производится природой. И
вот  когда  подобные  [события]  происходят  по  совпадению, мы  называем их
случайными;  ибо как сущее бывает само по себе и по совпадению, такими могут
быть и  причины; так, например, для дома  причина сама по себе --  способное
строить, а по совпадению  -- бледное или образованное. Причина  сама по себе
есть нечто определенное, а  по совпадению -- неопределенное, так как в одном
[предмете] может совпасть бесчисленное множество [случайных свойств].
     Итак,  как  было уже  сказано,  когда  это бывает  с происходящим  ради
чего-нибудь,  тогда и говорят:  "самопроизвольно" и  "случайно"  (их отличие
друг  от друга будет определено в  дальнейшем, теперь же надо уяснить, что и
то  и  другое  имеется  среди  происходящего  ради  чего-нибудь).  Например,
человек, если  бы знал, [что встретит  должника],  пришел бы ради  получения
денег,  чтобы взыскать долг, но  он пришел не  ради  этого, однако для  него
приход и совершение этого действия совпали; при этом он ходил в это место не
часто  и не  по  необходимости.  Цель в  данном  случае, т. е. взыскание, не
принадлежала  к причинам, бывшим в нем,  хотя [она относится]  к  [причинам]
преднамеренным и возникающим по размышлении; в таком случае и говорится, что
он пришел  случайно.  Если  бы он пришел  по предварительному решению и ради
этого, или всегда приходил, или по большей части взыскивал, тогда  [это было
бы] не случайно. Ясно,  таким образом, что случай есть причина по совпадению
для   событий,  происходящих  по  [предварительному]  выбору  цели.  Поэтому
размышления  и случайность  относятся  к  одному  и  тому же,  так  как  нет
предварительного выбора без размышления.
     Причины,    по   которым   возникает   случайное,   по    необходимости
неопределенны. Отсюда и случай кажется чем-то неопределенным  и  неясным для
человека, и  может  казаться, что  ничто  не  происходит случайно.  Все  это
говорится  правильно, так  как имеет разумные  основания. С  одной  стороны,
случайное возникновение  возможно именно по совпадению и случай есть причина
побочным образом, но прямо он не причиняет ничего; например, причина дома --
строитель, по совпадению же --  флейтист;  причин прихода  и взыскания денег
человеком, пришедшим не  ради этого,-- бесчисленное множество: пришел, желая
кого-нибудь видеть, или как истец на суде, или как ответчик, или как зритель
на пути в театр. С другой  стороны, правильно сказать, что случай есть нечто
противное  разуму,  так  как  разумное   основание  относится  к  тому,  что
существует всегда или по большей части, а случай  -- к  тому, что происходит
вопреки этому. Так  что если причины такого рода неопределенны,  то и случай
есть  нечто  неопределенное.  Однако  в  некоторых  случаях может возникнуть
сомнение,  может ли  любая  произвольная  причина быть причиной случайности,
например [причиной] здоровья -- дуновение ветра или  солнечный жар, а не то,
что волосы острижены, ибо среди причин по совпадению одни ближе других.
     "Счастливый  случай", говорят  тогда,  когда  выходит  что-то  хорошее,
"несчастный случай" --  когда что-то  плохое; "счастье"  или  "несчастье" --
когда  это  достигает  больших размеров.  Поэтому,  когда [нас] чуть-чуть не
коснулось  большое  зло   или  благо,  мы   считаем  себя   счастливыми  или
несчастливыми,  так как мысль считает их как бы наличными, ибо "чутьчуть"  в
счет не идет. Далее, счастье  вполне основательно считается  ненадежным, так
как случай ненадежен, ибо ничто случайное не может происходить ни всегда, ни
по большей части.
     Итак, оба  -- и случай и самопроизвольность, --  как было сказано, суть
причины по совпадению для  событий, не  могущих возникать  ни прямо,  ни  по
большей части, и притом таких, которые могли бы возникнуть ради чего-нибудь.

     ГЛАВА ШЕСТАЯ

     Отличаются же они друг от друга тем, что самопроизвольность имеет более
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 78
 <<-